Из протокола ночного заседания Учредительного собрания 4 августа 1789 г.
Из декрета Учредительного собрания об уничтожении феодальных прав и привилегий 11 августа 1789 г.
Декларация прав человека и гражданина 26 августа 1789 г.
Письмо мадам Ролан Бриссо в Париже, 3 августа 1789 г.
Письмо Людовика XVI к прусскому королю от 3 декабря 1790 года
Записка императрицы Екатерины «О мерах к восстановлению во Франции королевского правительства»
Закон относительно собраний рабочих и ремесленников одного и того же состояния и одной и той же профессии 14—17 июня 1791 г.
Из речи Робеспьера в защиту всеобщего избирательного права 11 августа 1791 г.
Французская конституция.(Извлечение). 3 сентября 1791 г.
Письмо [Марата] Законодательному Собранию, октябрь 1791 года.
[Письмо] Дени Бело своему отцу, Сэн-Менехуд, 1-5 марта 1792 г.
[Письмо] Доброволец Морен, Париж, 24 июня, четвертый год свободы.
Декрет Законодательного собрания об объявлении отечества в опасности, 11 июля 1792 г.
Петиция секции Гравилье Законодательному собранию 4 августа 1792 г.
Декрет Законодательного собрания о созыве Национального конвента, 10 августа 1792 г.
Робеспьер о восстании 10 августа 1792 г.
Из Декрета 11 августа 1792 г.
[Письмо] Доброволец Габриель Ноель, в лагере, 13 августа.
Речь М. Робеспьера в Национальном конвенте о суде над королем, 3 декабря 1792 г.
Конституция 24 июня 1793 г.
Декрет о безвозмездном уничтожении феодальных прав 17 июля 1793 г.
Декрет о массовом наборе 23 августа 1793 г.
Закон о подозрительных 17 сентября 1793 г.
Декрет об установлении всеобщего максимума 29 сентября 1793 г.
Из доклада Робеспьера о принципах революционного правительства 25 декабря 1793 г.
 
     
 

1789 год

 
 

Из протокола ночного заседания Учредительного собрания 4 августа 1789 г.

Герцог д'Эгильон

Господа, нет человека, который бы не содрогался при виде ужасных сцен, ареной которых является Франция. То самое народное возбуждение, которое укрепило свободу в тот момент, когда преступные министры хотели ее похитить, в настоящее время является препятствием к достижению той самой свободы, ибо теперь намерения правительства, по-видимому, совпадают с нашими собственными пожеланиями, в целях общественного блага. Речь идет не только о вооруженных разбойниках, которые стремятся обогатиться, пользуясь народными бедствиями. В некоторых провинциях весь народ образует нечто вроде лиги с целью разрушить замки, опустошить поля и, в особенности, завладеть архивами, являющимися хранилищами документов, на которых основывается феодальная собственность.
Народ стремится стряхнуть, наконец, с себя то иго, которое так долго угнетало его, и нужно, господа, признаться, что это возмущение хотя и преступно (поскольку преступно всякое движение, связанное с насилием), но все же может найти себе оправдание в том угнетении, жертвой которого был народ. Хотя сами владельцы ленов и сеньериальных земель лишь редко бывают виновными в злоупотреблениях, приписываемых им их вассалами, но их уполномоченные бывают часто беспощадны, и несчастный земледелец, подчиненный действующим еще во Франции варварским пережиткам феодальных законов, стонет под игом притеснений, жертвой которых он является. Нельзя, конечно, оспаривать, что права эти являются собственностью и что всякая собственность — священна; но права эти вместе с тем тягостны для народа, и все признают вытекающие из них постоянные стеснения...

Епископ г. Нанси

Члены духовного сословия, привыкшие видеть вокруг себя народные страдания и нищету, объединены лишь одним желанием — видеть прекращение этих бедствий. Выкуп феодальных прав необходим для нации, желающей водворить свободу; но выступавшие до меня уважаемые депутаты требовали выкупа только лишь светских сеньеров. От имени духовенства и исходя из велений справедливости, религии и человечности, я предлагаю установить выкуп и для Духовных сеньерий и прошу, чтобы выкуп этот не послужил к выгоде одних только духовных сеньеров, но был бы использован таким образом, что могла быть извлечена польза и для бедных.
// Французская революция в документах, 1789-1794 / под.ред. Я.М.Захера. – Л., 1926. – С.47-49.

вверх

Из декрета Учредительного собрания об уничтожении феодальных прав и привилегий, 11 августа 1789 г.

Ст. I. Национальное собрание окончательно упраздняет феодальный порядок. Оно постановляет, что из прав и повинностей, феодальных и чиншевых, те, которые относятся к личному или вещному крепостному праву, отменяются без вознаграждения; все прочие объявляются подлежащими выкупу. Размеры и способ выкупа будут определены Национальным собранием. Те из названных повинностей, которые не уничтожены настоящим декретом, будут продолжать взиматься впредь до выкупа.
Ст. II. Исключительное право иметь малые и большие голубятники упраздняется. Голуби будут заперты в голубятнях в течение времени, определенного общинами; в течение этого времени они будут рассматриваться как дичь, и всякий будет иметь право убивать их на своей земле.
Ст. III. Исключительное право охоты и разведения кроликов упраздняется равным образом. Всякий собственник будет иметь право уничтожать, но только на своих владениях всякий вид дичи, сообразуясь с полицейскими правилами, которые могут быть сделаны для охранения общественной безопасности...
Ст.
IV. Все сеньериальные суды упраздняются без вознаграждения; однако чины этих судов будут исправлять свои обязанности, пока Национальное собрание не установит нового судебного порядка.
Ст. V. Всякого рода десятины и заменяющие их оброки... упраздняются, с тем что будет впоследствии решено, каким образом удовлетворить нуждам богослужения, содержания священнослужителей, помощи бедным, ремонта и перестройки церквей, церковных домов и всех учреждений, семинарий, школ, коллегий, госпиталей, общин и т. д., на содержание которых в настоящее время эти десятины назначаются. Однако, пока эти меры не будут приняты и прежние владельцы десятин не вступят в пользование тем, чем они будут заменены, Национальное собрание предписывает, чтобы названные десятины продолжали взиматься согласно законам и обычным способом. Что касается прочих десятин какого бы то ни было рода, они будут подлежать выкупу способом, который будет установлен Собранием. До вынесения по этому поводу постановления Национальное собрание предписывает продолжать их взимание.
Ст. VI. Всякие вечные земельные ренты, всякого рода и происхождения, как натуральные, так и денежные, кому бы они ни принадлежали... подлежат выкупу. Шампар (натуральный оброк, уплачиваемый сеньору.— Ред.) всякого рода, под каким бы названием он ни скрывался, также подлежит выкупу по таксе, которая будет Остановлена Собранием.
Ст. VII. Продажность должностей, как судебных, так и муниципальных, уничтожается немедленно. Правосудие будет бесплатным. Однако чиновники, занимающие эти должности, будут продолжать отправлять свои обязанности и будут получать свои доходы от этих должностей до тех пор, пока Собрание не позаботится о средствах для их выкупа.
Ст. VIII. Плата за требы сельским священникам будет уничтожена и не будет уплачиваться, как только будет проведено увеличение жалования приходским священникам и их помощникам. Будет сделано постановление об обеспечении городских священников.
Ст. IX. В области налогов будут навсегда уничтожены денежные, личные и земельные привилегии. Налоги будут взиматься со всех граждан и всего имущества одинаковым образом и в одинаковой форме. Национальное собрание обсудит, каким образом, начиная уже со второго полугодия текущего фискального года, осуществить пропорциональное распределение налогов.
Ст.
X. Так как национальная конституция и общественная свобода более выгодны для провинций, чем привилегии, которыми некоторые из них пользовались и пожертвовать которыми необходимо для тесного единения всех частей государства, бесповоротно уничтожаются частные привилегии провинций, сеньерий, областей, городов и общин, как денежные, так и всякие иные.
Ст. XI. Все граждане, без различия происхождения, могут быть допущены ко всем должностям и званиям духовным, гражданским и военным, и никакая полезная профессия не будет влечь за собой лишения дворянского звания...
Ст.
XV.По получении Национальным собранием отчета о состоянии пенсий, пожалований и содержаний оно, в согласии с королем, займется уничтожением тех, которые не были заслужены, и сокращением чрезмерных, с тем чтобы на будущее время установить сумму, которой король может располагать на этот предмет.
Ст. XVI. Национальное собрание постановляет, чтобы в память о великих важных постановлениях, только что принятых для счастья Франции, была выбита медаль и отслужен благодарственный молебен во всех приходах и церквах королевства.
Ст. XVII. Национальное собрание торжественно провозглашает короля Людовика XVI «Восстановителем французской свободы»...
Ст.
XIX. Национальное собрание, немедленно по окончании конституции, займется составлением законов, необходимых для раз-выраженных в настоящем постановлении принципов...
// Французская революция в документах, 1789-1794 / под ред. Я. М. Захера.- Л., 1926. - С. 50-52.

вверх

Декларация прав человека и гражданина 26 августа 1789 г.

Представители французского народа, образовав Национальное собрание и полагая, что лишь невежество, забвение прав человека и пренебрежение к ним являются единственными причинами общественных бедствий и пороков правительства, приняли решение изложить в торжественной декларации естественные, неотъемлемые и священные права человека, чтобы такая декларация, неизменно пребывая перед взорами всех членов общественного союза, постоянно напоминала им их права и обязанности; чтобы действия законодательной и исполнительной власти при возможном сопоставлении в любой момент с целями каждого политического учреждения встречали большее уважение; чтобы притязания граждан, основанные на простых и непререкаемых началах, устремлялись к соблюдению конституции и к всеобщему благополучию. Вследствие этого Национальное собрание подтверждает и провозглашает перед лицом высшего существа и с его благоволения следующие права человека и гражданина:
1. Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Общественные отличия могут основываться лишь на соображениях общей пользы.
2. Цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковы свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.
3. Источник суверенитета зиждется по существу в нации. Никакая корпорация, ни один индивид не могут располагать властью, которая не исходит явно из этого источника.
4. Свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому. Таким образом, осуществление естественных прав каждого человека встречает лишь те границы, которые обеспечивают членам общества пользование теми же самыми правами. Границы эти могут быть определены только законом.
5. Закон может воспрещать лишь деяния, вредные для общества, же, что не воспрещено законом, то дозволено, и никто не может быть принужден к действию, не предписываемому законом.
6. Закон есть выражение общей воли. Все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его образовании. Он должен быть равным для всех как в тех случаях, когда он оказывает свое покровительство, так и в тех, когда он карает. Всем гражданам ввиду их равенства перед законом открыт в равной мере доступ ко всем общественным должностям, местам и службам сообразно их способностям и без каких-либо иных различий, кроме обусловливаемых их добродетелями и способностями.
7. Никто не может подвергнуться обвинению, задержанию или заключению иначе, как в случаях, предусмотренных законом, и при соблюдении форм, предписанных законом. Тот, кто испросит, издаст произвольный приказ, приведет его в исполнение или прикажет его выполнять, подлежит наказанию; каждый гражданин, вызванный [органами власти] или задержанный в силу закона, должен беспрекословно повиноваться; в случае сопротивления он подлежит ответственности.
8. Закон может устанавливать наказания, лишь строго и бесспорно необходимые. Никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, надлежаще примененного, изданного и обнародованного до совершенствования правонарушения.
9. Так как каждый предполагается невиновным, пока не установлено обратное, то в случае задержания лица всякая излишняя строгость, не вызываемая необходимостью в целях обеспечения его задержания, должна сурово караться законом.
10. Никто не должен испытывать стеснений в выражении своих мнений, даже религиозных, поскольку это выражение не нарушает общественного порядка, установленного законом.
11. Свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека; каждый гражданин поэтому может высказываться, писать и печатать свободно, под угрозою ответственности лишь за злоупотребление этой свободой в случаях, предусмотренных законом.
12. Обеспечение прав человека и гражданина влечет необходимость применения вооруженной силы; эта сила, следовательно, установлена в интересах всех, а не в частных интересах тех, кому она вверена.
13. На содержание вооруженной силы и на расходы по содержанию администрации необходимы общие взносы; они должны распределяться равномерно между всеми гражданами сообразно их состоянию.
14. Все граждане имеют право устанавливать сами или через своих представителей необходимость государственного обложения, свободно давать согласие на его взимание, следить за его расходованием и определять его долевой размер, основание, порядок и продолжительность взимания.
15. Общество имеет право требовать отчета у каждого должностного лица по вверенной ему части управления.
16. Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции.
17. Так как собственность есть право неприкосновенное и священное, то никто не может быть лишен ее иначе, как в случае установленной законом несомненной общественной необходимости и при условии справедливого и предварительного возмещения.
// Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVIIXIX вв. / под ред. П. Н. Галанзы. - М., 1957. - С. 250-252.

вверх

Письмо мадам Ролан Бриссо в Париже. Ле-Кло (около Вильфранша в Божоле). 3 августа 1789 г.

Все советуют мне перебраться в город; я ничего подобного не сделаю; в деревне никому я не причинила зла; у меня нет ни земельной собственности, ни титула; соседи видели от меня только одно добро. Окажись они неблагодарными, тем хуже; я заплатила бы лишь проценты за те преимущества, которые у меня есть по сравнению с ними. Но я не хочу быть неправой к ним и верить в возможность этого раньше времени; а если бы даже я и пала жертвой разбоя, то и тогда бы я еще не отчаивалась в общественном деле, по примеру трусов, горланящих о перевороте лишь потому, что сожжено несколько домов...
Ради бога, остерегайтесь разглашать, что национальное собрание может бесповоротно утвердить конституцию; после того, как собрание выработает план, его должны разослать во все провинции для утверждения, ознакомления, переработки и одобрения со стороны выборщиков.
Национальное собрание состоит только из тех делегатов, которым не дано права предопределить нашу судьбу. Это право принадлежит народу, и народ не может отказаться от него, пойдя на уступки, или передоверив эти права делегации.

Это письмо Бриссо немедленно опубликовал в своем «Раtriote-francais», как исходящее «от весьма просвещенной женщины с действительно энергичным характером".
// Ландауэр Г. Письма о Французской революции. - М., 1925. - С.6.

вверх

 
 
1790 год
 
 

Письмо Людовика XVI к прусскому королю от 3 декабря 1790 года

Мой брат!

Я узнал через господина Демустье о том интересе, который ваше величество выказали не только лично ко мне, но и к благу моего королевства. Склонность вашего величества проявлять этот интерес во всех случаях, когда это может быть полезно для блага моего народа, глубоко меня тронула. Я заявляю именно об этом в тот момент, когда, несмотря на принятие мною новой конституции, заговорщики открыто обнаруживают проекты разрушения остатков монархии. Я только что обратился к императору (Австрии), к императрице России, к королям Испании и Швеции с предложением созыва конгресса главнейших государств Европы, опирающегося на вооруженную силу, как лучшее средство остановить здесь заговорщиков, установить более желательный порядок вещей и помешать терзающему нас злу распространиться по остальным государствам Европы.

Я надеюсь, что ваше величество одобрит мою мысль и сохранит в абсолютной тайне мое обращение к вам. Ваше величество легко поймет, что обстоятельства, в которых я нахожусь обязуют меня к величайшей осторожности...

// Хрестоматия по Новой истории в 2 ч. Ч.1.: 1642-1870: пособие для учителя / под ред. А.И.Молока, В.А.Орлова. - М., 1958. - С. 79-80.

вверх

Записка императрицы Екатерины II «О мерах к восстановлению во Франции королевского правительства»

Дело французского короля есть дело всех государей. Для Европы важно, чтобы Франция снова заняла положение, подобающее великому государству.

В настоящее время достаточно десяти тысяч человек, чтобы пройти Францию от одного конца до другого...

К набранному войску неминуемо присоединятся все оставившие родину французские дворяне, а, может быть, также и полки немецких государей. Посредством этого войска можно освободить Францию от разбойников, восстановить монархию и монарха, разогнать самозванцев, наказать злодеев, избавить государство от угнетения, тотчас же объявить прощение и забвение всем, изъявляющим покорность и признающим законного государя... Французское духовенство получит назад, что останется не распроданного из его имущества, дворянство — свои права сословные; государственные области — то, чего ни потребуют.

Противники монархии сделают одно их двух: либо вместо действий пустятся в бесконечные прения, либо снабдят кого-либо власть для действия. В сем последнем случае будет по крайней мере известно, с кем имеешь дело, и сообразно тому можно: либо драться, либо вести переговоры, либо действовать обоими способами...

Конечно, самое трудное дело — это достигнуть освобождения короля и королевского семейства. Ужас берет, когда об этом станешь думать. При вступлении упомянутых войск во Францию опаснейшим местом, по всему вероятию, будет столица; напрасно бы было ожидать благоразумия от этого преступного города. Он образумится последний...
// Хрестоматия по новой истории, 1640-1870: пособие для учителя / под ред. В.Г.Сироткина. – М., 1990. – С. 53-54.

вверх

 
 
1791 год
 
 

Закон относительно собраний рабочих и ремесленников одного и того же состояния и одной и той же профессии (Закон Ле Шапелье) 14—17 июня 1791 г.

Ст. I. Ввиду того что уничтожение всякого рода корпораций граждан одного и того же состояния и одной и той же профессии является основой французской конституции, запрещается восстанавливать таковые под каким бы то ни было предлогом и в какой бы то ни было форме.

Ст. II. Граждане одного и того же состояния и одной и той профессии, предприниматели, лавочники, рабочие и подмастерья какой бы то ни было профессии не имеют права, собираясь вместе, избирать председателя, секретаря, синдика, а равно и вести протоколы, принимать решения и постановления, создавать регламенты относительно их так называемых общих интересов...

Ст. IV. Если, вопреки принципам свободы и конституции, граждане, связанные между собой общей профессией или ремеслом, примут решения или вступят в соглашения, клонящиеся к тому, чтобы, сообща, отказываться или же принимать работу, требующую применения их мастерства, лишь по определенной цене, то подобные постановления и решения, независимо от того, сопровождались ли они клятвой или нет, объявляются противоречащими конституции, противными свободе и декларации прав человека и считаются недействительными. Административные и муниципальные органы обязаны объявлять об их недействительности...

Ст. VI. Если означенные выше постановления или соглашения, оглашенные путем расклейки или раздачи объявлений, будут содержать угрозы против предпринимателей, ремесленников, рабочих или иногородних поденщиков, приходящих работать в данную местность, или же против тех, которые согласились бы довольствоваться более низкой заработной платой, — все зачинщики, подстрекатели, а также все подписавшие подобные акты и документы присуждаются к штрафу в 1000 ливров и трехмесячному тюремному заключению...

Ст. VIII. Всякого рода сборища ремесленников, рабочих, подмастерьев и поденщиков, направленные против свободного занятия промышленным трудом на основании свободного соглашения или же направленные против действия полиции в смысле исполнения судебных приговоров, касающихся этого рода дел, равно как и против публичных торгов и сдачи подрядов на различные предприятия, будут считаться мятежными сборищами и как таковые будут разгоняться представителями государственной власти по получении ими соответствующих законных требований. Зачинщики, подстрекатели и вожаки вышеуказанных сборищ, равно как и уличенные в самоуправстве и в насильственных поступках, подлежат наказанию по всей строгости законов.
// Хрестоматия по Новой истории, 1640-1870: пособие для учителя / под ред. В.Г.Сироткина. – М., 1990. – С. 50.

вверх

Из речи Робеспьера в защиту всеобщего избирательного права 11 августа 1791 г.

Разве богачам, разве вельможам обязаны вы этим славным восстанием, которое спасло Францию и вас?

Разве не были солдаты, сложившие свое оружие к ногам встревоженного отечества, из народа? А те, кто вел их против вас, к какому классу принадлежат они?.. За что же сражался народ: чтобы помочь вам защищать его права и его достоинство или чтобы обеспечить вам власть для их уничтожения? Разве для того, чтобы подпасть под иго денежной аристократии, он сломил иго аристократии феодальной?

Под словом «народ» хотят видеть отдельный класс людей, который они считают низшим и презренным. Пришло время заявить, что система выборов, против которой мы боремся, исключает девять десятых нации, что даже из списка так называемых активных граждан вычеркивают бесчисленное множество людей, отличающихся лишь своим воспитанием, ремеслом и даже собственностью. Такова в действительности природа этого установления, покоящегося на абсурдных противоречиях, которые принимают богатство за меру прав гражданина.

Вы лишили прав всех граждан, недостаточно богатых, чтобы удовлетворить установленному размеру и виду налога; таким образом, ваши декреты смешали в один класс и тех, кто был в заговоре против общественного спасения и свободы нации, и лучших граждан, защитников свободы, у которых не было богатства или которые отказались от богатства ради служения отечеству. Но нет, я ошибаюсь: первым вы оказываете предпочтение, при желании они могли бы получить всю полноту прав гражданина, тогда как те лишены навсегда этих прав и могли бы приобрести их лишь при условии, которое совершенно не в их власти. Праведное небо! законодатель ставит гения и добродетель ниже богатства и преступления.
// Хрестоматия по Новой истории, 1640-1870: пособие для учителя / под ред. В.Г.Сироткина. – М., 1990. – С. 53.

вверх

Французская конституция. (Извлечение). 3 сентября 1791 г.

...Нет более ни дворянства, ни пэрства, ни наследственных, ни сословных отличий, ни феодального порядка, ни вотчинной юстиции, никаких титулов, званий и преимуществ, проистекавших из этого порядка, никаких рыцарских орденов, ни корпораций или знаков отличия, для которых требовалось доказательство дворянства или благородства происхождения, и никаких иных преимуществ, кроме отличий, присвоенных общественным должностным лицам при исполнении их обязанностей...
Не существует более ни сословных цеховых управ, ни профессиональных, художественных или ремесленных корпораций.
Закон не признает более ни религиозных обетов, ни каких-либо иных обязательств, противных естественным правам или конституции.

Основные положения, обеспеченные конституцией

Конституция обеспечивает следующие естественные и гражданские права:
1) всем гражданам открыт доступ к местам и должностям без каких-либо иных отличий, кроме проистекающих их добродетелей и способностей;
2) все налоги подлежат раскладке между всеми гражданами равномерно, сообразно их состоятельности;
3) одни и те же правонарушения будут караться одними и теми же наказаниями независимо от каких-либо личных различий.
Конституция обеспечивает также в качестве прав естественных и гражданских:
свободу каждого передвигаться, оставаться на месте или покидать его без опасения подвергнуться задержанию или заключению иначе, как в порядке, предусмотренном конституцией;
свободу каждого выражать словесно и письменно, печатать и предавать гласности свои мысли, не подвергаясь никакой предварительной цензуре или проверке до их опубликования, а также отправлять обряды того вероисповедания, к которому он принадлежит;
свободу граждан собираться в общественных местах, сохраняя спокойствие и без оружия, с соблюдением полицейских законов;
свободу обращаться к установленным органам власти с петициями, подписанными отдельными гражданами...
Конституция обеспечивает неприкосновенность собственности и справедливое предварительное возмещение, если установленная законом общественная необходимость потребует имущественных Жертв. Имущества, предназначенные на покрытие расходов по отправлению религиозных обрядов, а также на обеспечение (деятельности) общеполезных учреждений, принадлежат нации и во всякое время находятся в ее распоряжении...
Граждане имеют право выбирать или назначать служителей культа. ...
Будет обеспечено и организовано народное образование, общее для всех граждан, бесплатное в части, необходимой для всех людей...
Будет издан кодекс гражданских законов, общих для всего королевства.

О делении королевства и о состоянии гражданства

8. Французские граждане в силу тех местных отношений, которые возникают между ними вследствие сосредоточения их в городах и определенных сельских округах, образуют коммуны. Законодательная власть может определять границы территории каждой коммуны.
9. Граждане, образующие ту или иную коммуну, имеют право избирать из своей среды на определенный срок в порядке, предусмотренном законом, муниципальные органы, призванные вести местные дела общины. На муниципальные органы может быть возложено выполнение тех или иных действий, относящихся к общим интересам государства.
10. Правила, которым должны следовать муниципальные органы при отправлении как своих муниципальных обязанностей, так и обязанностей, возложенных на них в общих интересах, будут установлены законом.

О государственных властях

3. Законодательная власть вверяется Национальному собранию, в состав которого входят представители, свободно избранные народом на определенный срок, и осуществляется названным Собранием с утверждением короля...
4. Форма правления монархическая. Власть исполнительная вверена королю и осуществляется под его главенством министрами и прочими ответственными органами...
5. Власть судебная вверена судьям, избираемым народом на определенный срок...

Первичные собрания. Избрание выборщиков

2. Активными гражданами являются французы по рождению или лица, вступившие во французское гражданство, которым исполнилось 25 лет от роду, имеющие местожительство в городе или кантоне в течение установленного законом времени, уплачивающие в любом месте королевства прямой налог в размере не менее стоимости трех рабочих дней и представившие расписку об его уплате, не находящиеся в услужении, т. е. не состоящие домашними слугами, внесенные список национальной гвардии муниципалитета по месту жительства и принесшие гражданскую присягу...
// Хрестоматия по Новой истории, 1640-1870: пособие для учителя / под ред. В.Г.Сироткина. – М., 1990. – С. 51-53.

вверx

Письмо [Марата] Законодательному Собранию, октябрь 1791 года.

Представителям французского народа.
Отцы отечества!

Первые проявленные вами признаки вашего политического существования возбудили самые радостные чувства. Первые случаи применения вашей власти развеяли все, вплоть до самой надежды, жившей в глубине наших сердец. Но если вы одну минуту тащились в грязи, выражая восторженное преклонение перед антиконституционным актом, вы все-таки с честью поднялись из своего падения; а затем, проникнутые величием своих обязанностей, вы отомстили за попранное величие народа, поставив на подобающее место неблагодарного и высокомерного государя, перед которым пресмыкались недостойные ваши предшественники, государя, который уже успел забыть, чем он обязан новым представителям своего повелителя, и который уже собирался обращаться с ними, как с лакеями.

Однако, славное деяние гражданского вашего чувства осталось незавершенным. Стремясь сбить с пути вашу доблесть, коварные сообщники государя осмелились выдвинуть положение, будто он представляет собой в государстве власть независимую и равную вашей; вы с негодованием отвергли это политическое кощунство. Чтобы разделаться с ним навсегда и восстановить попираемые им права народа, вам остается постановить, что государь никоим образом не представляет нации и никогда не должен принимать титула, который поднесли ему ваши предшественники в последние дни своего распутства; вам остается постановить, что он не более как обыкновенное должностное лицо, первое по чину, но не менее подчиненное верховному властителю, чем последний из его агентов; вам остается постановить, что если представители нации должны подниматься с места при его появлении в собрании, то это делается лишь из благопристойности; вам остается постановить, что он никогда не явится туда в сопровождении стражи, и что вы отправляете к нему депутации исключительно для оказания ему почета, а вовсе не по обязанности. Теперь именно обязан он приноравливаться к вашим декретам; чтобы добиться отмены их, его клевреты, конечно, пустили в ход посреди вас все пружины темной своей политики; народ, который возлагает свое доверие на вас, льстит себя надеждой, что вы останетесь верны своей доблести. Может быть, государь сам допустит бестактность и проявит свое неудовольствие: не обращайте на это внимания, смотрите только, чтобы ваш председатель не уронил вашего достоинства низостью своих чувств, и чтобы какой-нибудь иезуитский оборот не дал развернуться его угодничеству, укрыв его от вашего надзора.
// Марат. Письма, 1776-1793 / под ред. А.К.Дживелегова. - М.-Пг., 1918. - С. 149-150.

вверх

 
 
1792 год
 
 

[Письмо] Дени Бело своему отцу, Сэн-Менехуд, 1-5 марта 1792 г.

В этом городе проживает неутомимый Друэ; и у самой его двери ему показалось, что он узнал королевскую семью. Я хочу передать тебе самое существенное этого происшествия в том виде, как мне его сообщили.

20 июня 1791 г. неожиданно появился отряд лозенских гусар и отряд драгун. Эта войсковая часть прибыла вопреки положению, без предупреждения общинного управления. Они остановились, опять же вопреки положению, в гостиницах, при чем квартир им отведено не было и платили они хозяевам из своего кармана. Эти солдаты на вопрос о цели их внезапного появления, отвечали, что ожидают прибытия драгоценностей. Офицеры бегали беспрестанно по городу, выходили на тракт, ведущий в Шалон, и возвращались с лицами, на которых была написано беспокойство и сомнение. Вое эти различные обстоятельства будили подозрение, но никто еще не знал, в чем дело.
К восьми часам вечера прибыли две кареты, из которых первая, как будто, была очень сильно нагружена. Занавески окна были опущены. Внутри были видны несколько женщин, среда них одна, голова которой была закутана в платок, а сама она пряталась внутри кареты.
Когда эта карета остановилась у почты, к ней приблизился один из офицеров из прибывшего утром отряда и сказал той личности, которая непременно хотела сойти за женщину, что-то на ухо. Друэ, стоявший рядом и разглядевший всех пассажиров в карете, вообразил, что перед ним король.
Присутствие войсковой части, ожидание прибытия драгоценностей, тайна, окутывавшая все это, укрепили в нем убеждение, что он не ошибся. Чтобы больше удостовериться, он поднимается к себе в комнату, берет пятидесяти-франковую ассигнацию и, вглядываясь, узнает короля французов. Он снова спускается и рекомендует своим почтальонам, собирающимся отъезжать, не спешить.
Затем он бежит к мэру города, сообщает ему о только что сделанном открытии и просит его повременить с выступлением войск; он добавляет, что вместе с господином Гильемом он захватит королевскую семью в Варенне.
Через минуту эта весть облетела весь город; раздается генерал-марш. Жители собираются толпами и задерживают тех гусар и драгун, которые еще не ускакали.
В суматохе, о которой король ничего не мог знать, господа Гильом и Друэ отправились в путь и по известным им тропинкам прибыли в Варен до королевской семьи. Первой их заботой было уведомить общинное управление; затем они забаррикадировали маленький мост, который должны были миновать беглецы, навалив телеги и тяжелую мебель. У везде они поставили два маленьких полевых орудия и, как только показались кареты, они велели бить набат.
Кавалерия, находившаяся в Кирмоне и сопровождавшая короля, была принуждена сдаться именно в виду угрозы со стороны господ Друэ я Гильома. что они будут стрелять из орудий (они не были заряжены). Господина и госпожу Людовик XVI, а также их детей заставили остановиться у господина Манжена, управляющего делами общины Варенн.
Буйе и его сообщники при виде крушения их замысла скрылись и принесли эту новость своим добрым друзьям по ту сторону Рейна!..
// Ландауэр Г. Письма о Французской революции. Т.II. – М., 1925. – С.269-270.

вверх

[Письмо] Доброволец Морен, Париж, 24 июня, четвертый год свободы.

Брат и друг!

18-го я вместе со своим спутником прибыл живым и невредимым в Париж. Уже пять дней бегаю я по городу и не видел еще почти ничего. Так велик Париж! Но я побывал в Тюильери, где я видел национальное собрание, в Палэ-Ройяль, где находится все, что мило сердцу, я видел Пантеон, Лувр, Поп-Неф, на котором стоит статуя Генриха IV, и другие общественные места
Я был в клубе якобинцев, где находятся истинные столпы нашей свободы; но заседание как, раз кончалось, я надеюсь попасть туда еще раз. Я видел в Большой опере «Кастора и Поллукса». После такого спектакля не захочется смотреть даже на наш театр; все создает здесь иллюзии, декорации, мужские хоры, в которых слышны громовые голоса; Розе, ты его знаешь, в сравнении с ним, - альтист. Балет чертей был чудесно исполнен, красивее нельзя себе и его представить; весь театр был как бы погружен в пламя; одним словом, казалось, будто, что находишься в земном раю.
Был я также и в бывшем театре Мосье и смотрел «Лодуазку»; в конце на фоне сцены виден пожар замка, и это зрелище великолепно. Я думал, что пламя перекинется в зал: но вовсе нет; при помощи невидимых насосов все было потушено .в секунду. Альтист Гаво, которого ты видел в Монпелье, здесь на первых ролях; он и некий Мартен, родом из нашего города, весьма популярны.
Довольно, однако, с тебя рассказов о наших увеселениях. Перехожу к политике; мы сейчас переживаем кризис; король снова назначил министров из лагеря заговорщиков и уволил министров-патриотов за то, что они настаивали на санкции декретов о попах и о лагерях, на которые он до тех пор накладывал свое священное «вето». Ты, вероятно, слышал уже об эпизоде 20-го июня. В нем и я принимал кое-какое участи; вместе с предместьями Сент-Антуан и Сен-Марсо я был в Тюильери и кричал за одно со всеми: «долой вето!». «Верните наших министров-патриотов!». Все это ни к чему не привело; король надел на голову шапку свободы, обещал соблюдать конституцию и продолжал действовать по-своему, он не перестает слушать советов Австрийского комитета. Скоро чаша переполнится! Народ ожидает от национального собрания всего. Если оно не оправдает его доверия, то он сам создаст себе право...
// Ландауэр Г. Письма о Французской революции. Т.II. – М., 1925. – С.237-238.

вверх

Декрет Законодательного собрания об объявлении отечества в опасности, 11 июля 1792 г.

Граждане, отечество в опасности!

Пусть имеющие желание выступить первыми на защиту того что они имеют самого дорогого, неизменно помнят, что они французы и что они свободны, пусть их сограждане поддерживают на местах безопасность личности и имущества, пусть должностные лица внимательно бодрствуют и пусть все со спокойным мужеством, являющимся признаком истинной силы, ждут призыва закона, чтобы начать действовать, и тогда отечество будет спасено.
// Хрестоматия по Новой истории, 1640-1870: пособие для учителя / под ред. В.Г.Сироткина. – М., 1990. – С. 54.

вверх

Петиция секции Гравилье Законодательному собранию 4 августа 1792 г.

Мэр г. Парижа изложил вам вчера преступления Людовика XVI. 30000 граждан секции Гравилье голосовали совершенно сознательно троекратно, во всех случаях единогласно, за необходимость изложения короля. Этот вотум подтвержден уже 46 секциями столицы. Поводы к низложению короля указаны в конституции, но там не объяснено, в какой форме это низложение должно иметь место. По смыслу конституции, никакое наказание не может быть определено иначе, как только приговором суда, и обвинение не может быть предъявлено иначе, как обвинительной камерой. Вы являетесь этим судом, и мы просим вас объявить немедленно, что основание для предъявления обвинений Людовику XVI имеется налицо...
// Французская революция в документах, 1789—1794 / под ред. Я. М. Захера.— Л., 1926.—С. 155.

вверх

Декрет Законодательного собрания о созыве Национального конвента, 10 августа 1792 г.

Национальное собрание, принимая во внимание, что опасность, грозящая отечеству, дошла до крайних пределов;
- что священнейшим долгом Законодательного корпуса является употребление всех средств к спасению отечества;
- что невозможно найти действительные средства к спасению отечества до тех пор, пока не заставят иссякнуть самый источник зла;
- принимая во внимание, что это зло проистекает главным образом из недоверия, которое внушило поведение главы исполнительной власти во время войны, предпринятой от его имени против конституции и национальной независимости;
- что это недоверие вызвало в различных частях государства пожелания, клонящиеся к лишению Людовика XVI доверенной ему власти;
- принимая, далее, во внимание, что Законодательный корпус не должен и не хочет превышать свою власть никакими захватническими действиями, что в обстоятельствах, в которые поставили его непредвиденные никакими законами события, он не может примирить долг своей непоколебимой верности конституции со своим твердым решением погибнуть под развалинами храма свободы, прежде чем допустить его гибель;
- прибегая к суверенитету народа и приняв в то же время необходимые меры предосторожности, чтобы вследствие могущей быть измены надежды на спасение не оказалась иллюзорной;
постановляет:

1. Французский народ призывается избрать Национальный конвент. Специально избранная комиссия представит завтра проект с указанием способа и времени созыва Конвента...
// Хрестоматия по новой истории, 1640-1870: пособие для учителя / под ред. В.Г.Сироткина. – М., 1990. – С. 55-56.

вверх

Робеспьер о восстании 10 августа 1792 г.

Бесспорно, что восстание 10 августа 1792 г. имеет большее значение, чем восстание 14 июля 1789 г. ... В 1789 г. народ Парижа стихийно поднялся на борьбу, главным образом для того, чтобы отразить атаки двора и освободиться от старого деспотизма, а не для того, чтобы завоевать свободу, идея которой была еще смутной, а принципы неизвестны... В 1792 г. народ поднялся с величавым спокойствием, чтобы покарать за нарушение основных законов свободы, чтобы призвать к ответу всех тиранов, которые плели заговоры против этих законов, всех бесчестных уполномоченных народа, стремившихся еще раз похоронить непререкаемые права человечества. Он придерживался принципов, провозглашенных три года тому назад его первыми представителями; он... проявил свою мощь и свою справедливость, чтобы обеспечить свое спасение и свое счастье.
// Хрестоматия по новой истории, 1640-1870: пособие для учителя / под ред. В.Г.Сироткина. – М., 1990. – С. 56.

вверx

Из Декрета 11 августа 1792 г.

Национальное собрание, принимая во внимание, что оно не имеет права подчинять определенным правилам проявление народного суверенитета при образовании Национального конвента и что в то же время для общественного блага необходимо, чтобы первичные и избирательные собрания собрались в одно и то же время и действовали единообразно, а также считая, что необходимо, чтобы Национальный конвент был сформирован возможно быстрее, именем свободы, равенства и отечества предлагает гражданам сообразоваться со следующими правилами:
1. Первичные собрания изберут такое же количество выборщиков, какое они избирали во время последних выборов.
2. Разделение французов на граждан активных и пассивных уничтожается. Для того чтобы быть допущенным к выборам, достаточно быть французом, иметь от роду 21 год, иметь оседлость в данной местности в течение одного года, жить на доходы или трудовой заработок и не являться прислугой. Что касается тех граждан, которые, удовлетворяя всем условиям активности, были обязаны законом принести гражданскую присягу, то они должны будут, для того чтобы быть допущенными и к выборам, доказать факт принесения присяги.
3. Так как условия избираемости, установленные для выборщиков или представителей, ни в коем случае не могут быть применяемы в отношении Национального конвента, то, для того чтобы иметь право быть избранным в качестве депутата или выборщика, достаточно будет иметь от роду 25 лет и удовлетворять условиям, требуемым предыдущей статьей.
4. Каждый департамент изберет то же самое число депутатов и их заместителей, какое он избирал для настоящего Законодательного собрания.
5. Выборы будут произведены по тому же способу, как и выборы в Законодательные собрания.
6. Первичным собраниям предлагается облечь своих представителей неограниченными полномочиями...

Вышеизложенный декрет и инструкция будут для более быстрого распространения адресованы непосредственно как администрациям дистриктов, так и администрациям департаментов. Администрациям округов будет послано такое количество экземпляров декрета и инструкции, что они смогут их безотлагательно передать всем муниципалитетам.
//Хрестоматия по Новой истории, 1640-1870: Пособие для учителя / под ред. В.Г.Сироткина. – М., 1990. – С.56-57.

вверх

[Письмо] Доброволец Габриель Ноель, в лагере, 13 августа. [1792]

...Здесь ходят слухи, что Париж, или, вернее, всякий сброд штурмовал Тюильери и национальное собрание, и что издано распоряжение о низложении исполнительной власти, что пролита кровь. Что станется с нами? Гражданская война с внешней войной, и при всем этом раскол в армии. Право, печальные перспективы. Конституция в Париже подвергается насилию, а здесь мы действуем для ее защиты! Из-за нее ведь мы здесь!
Говорят, что в северном департаменте издан, якобы, приказ, что урожай должен быть собран к 25-му этого месяца; на полях работа идет во всю. Но после всего случившегося стоит ли думать о передвижении в неприятельскую сторону, и к чему нести иностранцам яд, который нам самим принесет смерть?
Утверждают, однако, что в ближайшем будущем лагери Пон-Сюр-Самбр и Мод двинутся на Монс. Мы исполним приказ. Мы будем храбро драться, и я не думаю, что добровольцы сдадутся в плен. Я со своей стороны считаю такую участь более суровой, чем смерть, и я предпочел бы умереть. Я продал бы дорого свою жизнь тем, которые захотели бы меня тащить, как пленника. Не то, чтобы я боялся пыток, которыми они грозят нам, но лучше умереть с оружием в руках, чем стать игрушкой наших врагов. Послезавтра мы снимаемся для несения караула в Гризюелле, По своем возвращении я снова напишу доброму семейству. Но что случится? Не вызовем ли мы больших неурядиц? Настоящие друзья отечества, быть может, будут принуждены, после всех их попыток спасти отечество, оставить его, когда нечего будет больше надеяться на его благополучие, и когда оно будет растерзано бунтовщиками. Мы будем возделывать наши поля там, где нет людей, где-нибудь на мирном месте, в Швейцарии или Америке. Там мы в безопасности будем счастливы, если вообще можно быть счастливым, оплакивая судьбу незадачного отечества, не сумевшего насладиться свободой, и которому остается только рабство. Мы не будем больше думать об общественных делах; мы будем читать хорошие книги, а Вы будете писать такие, которые принесут пользу другим людям.
Я принес присягу жить свободно, или умереть, и поэтому бороться с теми внешними врагами, которые пожелают напасть на нашу конституцию. Но как быть свободным в стране, которая сама толкает себя в объятия рабства, раздирая самую себя, не дожидаясь ударов своих врагов?..
// Ландауэр Г. Письма о Французской революции. Т.II. – М., 1925. – С. 6.

вверх

Речь М. Робеспьера в Национальном конвенте о суде над королем, 3 декабря 1792 г.

Граждане, Собрание введено в заблуждение относительно сущности стоящего перед ним вопроса. Здесь речь идет отнюдь не о судебном процессе. Людовик отнюдь не обвиняемый: вы — не судьи, Вы лишь государственные деятели, представители народа, вы не можете быть ничем иным. Речь идет отнюдь не о том, чтобы вынести какому-либо человеку приговор или оправдать его. Вам надлежит принять меры общественного спасения, осуществить акт государственной прозорливости...

Что же нужно предпринять, если исходить из требования разумной политики для укрепления рождающейся республики? Следует глубоко запечатлеть в сердце презрение к монархии и ошеломить всех приспешников короля...

Людовик некогда был королем, ныне учреждена республика. В этих словах решение той пресловутой проблемы, которая вас занимает. Людовик был свергнут с трона своими злодеяниями. Людовик назвал мятежным французский народ, и, чтобы покарать его он призвал армии тиранов, своих собратьев. Победа и народ решили, что мятежником был он один; вот почему Людовика нельзя судить; он уже осужден. Либо он осужден, либо республика не признана невиновной. Предложение провести процесс Людовика. XVI в какой бы то ни было форме означает возврат к королевскому и конституционному деспотизму. Мысль эта контрреволюционная, ибо это значит ставить под вопрос саму революцию. Действительно, если Людовик все еще может быть предметом судебного разбирательства, Людовик может быть оправдан, он может оказаться невиновным. Более того, пока он не осужден, он считается невинным. Если Людовика оправдают, если Людовик может считаться невинным, то что будет с революцией? Если Людовик невиновен, все защитники свободы окажутся клеветниками. В таком случае все мятежники окажутся поборниками правды и защитниками угнетенной невинности; все манифесты иностранных дворов окажутся лишь законными жалобами на действия господствующей клики. Само тюремное заключение, которому до сего дня был подвергнут Людовик, окажется несправедливым притеснением. Федераты, народ Парижа, все патриоты французской империи окажутся преступниками, и эта великая тяжба перед судом природы между преступлением и добродетелью, между свободой и тиранией, будет решена в конечном счете в пользу преступления и тирании.

...Вы провозгласили республику, но дали ли вы ее нам? Мы до сих пор не приняли ни единого закона, который бы оправдывал это наименование; мы до сих пор не искоренили ни одно из злоупотреблений деспотизма. Если убрать название, окажется, что у нас все еще тирания без всяких изменений, да к тому еще более подлые клики, еще более безнравственные шарлатаны и новые источники смут и гражданской войны. Вы говорите, что у нас республика, а Людовик продолжает жить! И вы продолжаете по-прежнему ставить особу короля между нами и свободой! Как бы излишняя щепетильность не сделала нас преступниками. Проявляя излишнюю снисходительность по отношению к преступнику, как бы нам самим не оказаться на его месте.

...Но Людовик должен умереть, чтобы здравствовало отечество.

...Я предлагаю вам уже сейчас принять решение, определяющее участь Людовика. Что касается его жены, вы направите ее дело в суд, так же как и дела всех лиц, обвиняемых в тех же преступлениях. Его сын будет находиться в заключении в Тампле до тех пор, пока не будут упрочены мир и общественная свобода. Я требую, чтобы Конвент отныне объявил Людовика предателем французской нации, преступником против человечества. Я требую, чтобы миру был дан великий пример в том самом месте, где 10 августа погибли отважные мученики свободы. Я требую, чтобы это достопамятное событие было освящено памятником, который укреплял сердце народов сознание их прав и отвращение к тиранам и вселял бы в души тиранов спасительный страх перед правосудием народа.
// Хрестоматия по Новой истории, 1640-1870: пособие для учителя / под ред. В.Г.Сироткина. – М., 1990. – С. 57-59.

вверх

 
 
1793 год
 
 

Конституция 24 июня 1793 г.

Декларация прав человека и гражданина

Народ французский, убежденный в том, что забвение естественных прав человека и пренебрежение к ним — единственные причины бедствий человечества, принял решение изложить в торжественной декларации эти права, священные и неотъемлемые, дабы все граждане, имея возможность постоянно сравнивать действия правительства с целями всякого общественного учреждения, никогда не допускали угнетать и унижать себя тиранией, дабы народ всегда имел перед глазами основы своей свободы и своего счастья, должностные лица — правила выполнения своих обязанностей, законодатель — предмет своего назначения. Вследствие этого он провозглашает перед лицом верховного существа следующую декларацию прав человека и гражданина:

1. Целью общества является общее счастье. Правительством установлено, чтобы обеспечить человеку пользование его естественными и неотъемлемыми правами.
2. Эти права суть: равенство, свобода, безопасность, собственность.
3. Все люди равны по природе и перед законом.
4. Закон есть свободное и торжественное выражение общей воли; он один и тот же для всех как в том случае, когда оказывает покровительство, так и в том случае, когда карает; он может предписывать лишь то, что справедливо и полезно обществу; он может воспрещать лишь то, что приносит обществу вред.
5. Все граждане на равных правах имеют доступ к общественным должностям. Свободные народы не знают иных оснований для предпочтения при избрании, кроме добродетелей и способностей.
6. Свобода есть присущая человеку возможность делать все, что не причиняет ущерба правам другого; ее основу составляет природа, а ее правило — справедливость; обеспечение свободы есть закон. Нравственную границу свободы составляет следующее правило: «Не причиняй другому того, что нежелательно тебе самому от других».
7. Право выражать свои мысли и свои мнения как посредством печати, так и любым иным способом, право собираться вместе, соблюдая спокойствие, и свободное отправление религиозных обрядов не могут быть воспрещены. Необходимость провозглашения этих прав предполагает наличие деспотизма или живое воспоминание о нем.
8. Безопасность состоит в покровительстве, оказываемом обществом каждому из своих членов в целях сохранения его личности, его прав и его собственности.
9. Закон должен охранять общественную и индивидуальную свободу против угнетения со стороны правящих.
10. Никто не должен быть обвинен, задержан или подвергнут заключению иначе, как в случаях, предусмотренных законом, и с соблюдением порядка, предписанного им же. Каждый гражданин, вызванный или задержанный именем закона, обязан немедленно повиноваться; в случае сопротивления он подлежит ответственности.
11. Всякий акт, направленный против лица, когда он не предусмотрен законом или когда он совершен с нарушением установленных законом форм, есть акт произвольный и тиранический; лицо, против которого такой акт пожелали бы осуществить насильственным образом, имеет право оказать сопротивление силой.
12. Те, кто стал бы испрашивать, изготовлять, подписывать, выполнять подобные произвольные акты или распоряжаться их выполнением, подлежат ответственности и должны понести наказание.
13. Так как каждый предполагается невиновным, пока не установлено противное, то в случае необходимости подвергнуть кого-либо задержанию всякого рода строгость, не вызываемая при задержании необходимостью, должна сурово караться законом.
14. Никто не должен быть осужден и наказан иначе, как по выслушивании его объяснений, после вызова в законном порядке, и только в силу закона, опубликованного до совершения проступка. Закон, карающий проступки, совершенные до его издания, есть закон тиранический; сообщение закону обратной силы само есть преступление.
15. Закон должен назначать наказания, строго и бесспорно необходимые; наказания должны быть соразмерны преступлениям и полезны обществу.
16. Право собственности состоит в принадлежащей каждому гражданину возможности пользоваться и располагать по усмотрению своим имуществом, своими доходами, плодами своего труда и своего промысла.
17. Гражданам не может быть воспрещено заниматься каким угодно трудом, земледелием, промыслом, торговлей.
18. Каждый может предоставлять по договору свои услуги и свое время, но не может ни продаваться, ни быть проданным: его личность не есть отчуждаемая собственность. Закон никоим образом не допускает существования дворни; возможно лишь взаимное обязательство об услугах и вознаграждении между трудящимися и нанимателем.
19. Никто не может быть лишен ни малейшей части своей собственности без его согласия, кроме случаев, когда этого требует установленная законом необходимость, и лишь под условием справедливого и предварительного возмещения.
20. Ни один налог не может быть установлен иначе, как в интересах общей пользы. Все граждане имеют право участвовать Установлении обложений, наблюдать за расходованием поступлений требовать в них отчета.
21. Общественное призрение есть священный долг. Общество обязано давать пропитание неимущим, как приискивая им работу, так и обеспечивая средства существования лицам, неспособным к труду.
22. Образование составляет общую потребность. Общество должно всеми своими средствами способствовать успехам народного просвещения и делать образование достоянием всех граждан.
23. Общественная гарантия состоит в содействии всему, направленному на то, чтобы обеспечить каждому пользование его правами и охрану этих прав: эта гарантия зиждется на народном суверенитете.
24. Она неосуществима, если границы правительственной деятельности не определены в точности законом или если не обеспечена ответственность всех должностных лиц.
25. Суверенитет зиждется в народе; он един, неделим, не погашается давностью и неотчуждаем.
26. Ни одна часть народа не может осуществлять власть, принадлежащую всему народу, но каждая часть верховного собрания должна пользоваться правом выражать свою волю совершенно свободно.
27. Каждый, кто присвоит себе принадлежащий народу суверенитет, да будет немедленно предан смерти свободными гражданами.
28. Народ всегда сохраняет за собой право пересмотра, преобразования и изменения своей конституции. Ни одно поколение не может подчинить своим законам поколения будущие.
29. Каждый гражданин имеет равное право участвовать в образовании закона и в назначении своих представителей и своих агентов.
30. Государственные должности по существу временны; их нельзя рассматривать ни как отличия, ни как награду, но — лишь как обязанности.
31. Преступления представителей народа и его агентов ни в коем случае не должны оставаться безнаказанными. Никто не имеет права притязать на большую неприкосновенность, нежели все прочие граждане.
32. Право подавать петиции представителям государственной власти ни в коем случае не может быть отменено, приостановлено или ограничено.
33. Сопротивление угнетению есть следствие, вытекающее из прочих прав человека.
34. Угнетение хотя бы одного только члена общества есть тем самым угнетение всего общественного союза. Угнетение всего общественного союза есть тем самым угнетение каждого члена в отдельности.
35. Когда правительство нарушает права народа, восстание для народа и для каждой его части есть его священнейшее право и неотложнейшая обязанность.

Конституционный акт

О республике

1. Французская республика едина и неделима...

О состоянии гражданства

4. Каждый родившийся и имеющий местожительство во Франции, достигший 21 года; каждый иностранец, достигший 21 года, проживающий во Франции в продолжение одного года, живущий во Франции своим трудом, приобретший собственность или женившийся на француженке, или усыновивший ребенка, или принявший на иждивение старика; наконец, каждый иностранец, имеющий, по мнению Законодательного корпуса, достаточные заслуги перед человечеством, допускается к осуществлению прав французского гражданина...

О верховенстве народа

7. Суверенный народ есть совокупность всех французских граждан.
8. Народ непосредственно избирает представителей.
9. Он поручает выборщикам избирание органов управления, общественных третейских посредников, судей, уголовных и гражданских.
10. Народ обсуждает и постановляет законы...

О сношениях Французской республики с зарубежными народами

118. Французский народ есть друг и естественный союзник свободных народов.
119. Французский народ отнюдь не вмешивается в управление других народов; он не потерпит также, чтобы другие народы вмешивались в его дела...

О народном представительстве

28. Каждый француз, пользующийся правами гражданства, может быть избран на всем пространстве республики.
// Хрестоматия по новой истории, 1640-1870: пособие для учителя / под ред. В.Г.Сироткина. – М., 1990. – С. 60-63.

вверх

Декрет о безвозмездном уничтожении феодальных прав 17 июля 1793 г.

Национальный конвент декретирует:

1. Все прежние сеньериальные подати, оброки, связанные с феодальными правами, как постоянные, так и случайные, включая сюда и оставленные в силе декретом 25-го августа прошлого года, уничтожаются безвозмездно.
2. Из действия предыдущей статьи исключаются ренты и платежи, связанные исключительно с земельными, а не с феодальными отношениями.
3. Возбужденные гражданские и уголовные процессы за невзнос или за недоимки по отмененным в I статье правам прекращаются; издержки по ним не накладываются ни на одну из сторон.
4. Лица, арендовавшие с торгов национальные имущества, в которые были включены права, отмененные статьей I, не могут требовать никакого вознаграждения за их отмену. Однако они могут отказаться от аренды с обязательством заявить об этом директории дистрикта в течение месяца со дня опубликования настоящего декрета. В случае отказа от аренды директория дистрикта учинит с ними окончательный расчет по суммам, внесенным ими как в виде основного капитала, так и в качестве процентов, а также по счетам собранных ими доходов.
5. Бывшие сеньеры, февдисты (юристы, знатоки феодальных прав.— Ред.), земельные комиссары, нотариусы и другие владельцы документов, устанавливающих или подтверждающих права, отмененные настоящим декретом или декретами, изданными предыдущими Собраниями, обязаны представить их в трехмесячный срок по опубликовании настоящего декрета в секретариат местного Муниципалитета. Документы, представленные до 10-го августа, сжигаются в этот день в присутствии всех граждан и генерального совета коммуны; все остальные документы должны быть сожжены по истечении 3-х месяцев.
6. Лица, уличенные в том, что спрятали, скрыли или утаили подлинники или копии документов, подлежащих сожжению согласно предыдущей статье, караются 5 годами каторги.
// Хрестоматия по новой истории, 1640-1870: пособие для учителя / под ред. В.Г.Сироткина. – М., 1990. – С. 59.

вверх

Декрет о массовом наборе 23 августа 1793 г.

Национальный конвент, заслушав доклад своего Комитета общественного спасения, декретирует:

1. С настоящего момента и до тех пор, пока враги не будут изгнаны из пределов территории Республики, все французы объявляются в состоянии постоянной реквизиции.
Молодые люди пойдут сражаться на фронт; женатые должны ковать оружие и подвозить продовольствие; женщины будут готовить палатки, одежду и служить в госпиталях; дети — щипать корпию из старого белья; старики заставят выводить себя на площади, чтобы возбуждать в воинах храбрость, ненависть к королям и мысль об единстве Республики...
8. Производится общий набор всех граждан; холостые граждане или бездетные вдовцы от 18 до 25 лет идут первыми; они немедленно направляются в главный пункт своего дистрикта, где должны ежедневно упражняться в общении с оружием в ожидании приказа об отправке на фронт...
11. Батальон, организованный в каждом дистрикте, собирается под знаменем со следующей надписью: «Французский народ восстал против тиранов»...
17. Военному министру поручается принять все необходимые меры для скорейшего исполнения этого декрета; государственное казначейство предоставляет в его распоряжение сумму в 50 миллионов, которые следует взять из 498 200 000 ливров ассигнатами...
18. Настоящий декрет рассылается с чрезвычайными курьерами.
// Хрестоматия по новой истории, 1640-1870: пособие для учителя / под ред. В.Г.Сироткина. – М., 1990. – С. 65.

вверх

Закон о подозрительных 17 сентября 1793 г.

Ст. 1. Немедленно по опубликовании настоящего декрета все подозрительные лица, которые находятся на территории Республики и еще продолжают пользоваться свободой, будут подвергнуты аресту.
Ст. 2. Подозрительными считаются:
1) те, которые своим поведением, либо своими связями, либо своими речами или сочинениями проявляют себя сторонниками тирании, федерализма и врагами свободы;
2) те, которые не смогут... доказать законность своих средств к существованию и выполнения гражданских обязанностей;
3) те, которым было отказано в выдаче свидетельств о благонадежности;
4) должностные лица, по постановлению Конвента или его комиссаров, временно отрешенные от своих обязанностей или уволенные в отставку и не восстановленные в правах...;
5) те из бывших дворян, так же как и их мужей, жен, отцов, матерей, сыновей или дочерей, братьев или сестер, а равным образом и агентов-эмигрантов, которые не проявляли постоянно своей преданности революции...
// Хрестоматия по новой истории, 1640-1870: пособие для учителя / под ред. В.Г.Сироткина. – М., 1990. – С. 65.

вверх

Декрет об установлении всеобщего максимума 29 сентября 1793 г.

Национальный конвент, заслушав доклад своей комиссии по выработке закона о назначении максимума цен съестных припасов и товаров первой необходимости, декретирует нижеследующее;

Ст. 1. Предметы, представляющие, по мнению Национального конвента, первую необходимость и для которых он считает нужным установить максимум или наивысшие цены, — суть: мясо свежее, солонина и свиное сало, масло коровье, масло растительное, живой скот, соленая рыба, вино, водка, уксус, сидр, пиво, дрова, древесный уголь, каменный уголь, сальные свечи, гарное масло, соль, сода, мыло, поташ, сахар, мел, белая бумага, кожа, железо, чугун, свинец, сталь, медь, пенька, лен, шерсть, материи, полотно, фабричное сырье, сабо, башмаки, сурепица и репа, табак.
Ст. 2. Максимальной ценой дров первого сорта, равно как и угля древесного и каменного, является цена, существовавшая в 1790 г., плюс одна двадцатая ее часть. Закон от 19 августа об определении цен на топливо, уголь и торф департаментами отменяется.
Максимум, или наивысшая цена, листового табака — 20 су за фунт; курительного табака — 10 су, соли — 2 су, мыла — 25 су...
Ст. 7. Все те лица, которые продадут или купят товары, перечисленные в ст. 1-й, выше максимума, установленного и опубликованного в каждом департаменте, уплачивают в административном порядке денежную пеню в двойном размере против стоимости проданного предмета, идущего в пользу доносчика. Эти лица будут внесены в списки подозрительных и преследуемых как таковые.
Покупатель не подвергается указанному взысканию, если он объявит о нарушении закона продавцом. Каждый же купец обязан иметь в своей лавке таблицу с указанием максимальных, или наивысших, цен его товаров...
Ст. 17. На время войны запрещается вывоз через все границы товаров и съестных припасов первой необходимости, под каким бы наименованием и условием он ни имел места, за исключением только соли.
// Хрестоматия по новой истории, 1640-1870: пособие для учителя / под ред. В.Г.Сироткина. – М., 1990. – С. 66.

вверх

Из доклада Робеспьера о принципах революционного правительства 25 декабря 1793 г.

Теория революционного правления столь же новая, как и революция, приведшая ее. Ее нечего искать в трудах политических писателей, не предвидевших эту революцию, ни в законах тиранов, которые, удовлетворившись возможностью злоупотреблять своей властью, мало занимаются изысканием законности. Это слово является для аристократии предметом страха или клеветы, для тирановтолько предметом возмущения, для многих людей — загадкой; это слово надо объяснить всем для того, чтобы по крайней мере объединить добрых граждан вокруг принципов, имеющих общественный интерес.

Функция правительства — направлять моральные и физические силы нации к цели, намеченной при его создании.
Цель конституционного правительства — сохранить республику; цель революционного правительства — создать ее.
Революция — это война свободы против ее врагов; конституция — это режим победоносной и мирной свободы.
Революционному правительству нужно употреблять чрезвычайную активность именно потому, что оно ведет войну. Оно подчиняется менее единообразным и менее строгим правилам потому, что оно действует в бурных обстоятельствах, оно в движении, и в особенности потому, что оно вынуждено беспрерывно и быстро развертывать новые ресурсы, так как появляются новые опасности, борьба с которыми не терпит отлагательства.
Конституционное правительство занимается главным образом гражданской свободой, а революционное правительство — общественной свободой. При конституционном режиме почти достаточно охранять индивидуумов от злоупотреблений общественной власти, при революционном режиме сама общественная власть вынуждена защищать себя от всех клик, нападающих на нее.
Революционное правительство обязано оказывать честным гражданам покровительство нации, а врагам народа должно нести только смерть.
Эти понятия достаточны, чтобы объяснить происхождение и природу законов, которые мы называем революционными. Те, кто называют эти законы произвольными или тираническими, — глупые или развращенные софисты, стремящиеся смешать противоположные вещи: они хотят подчинить одному и тому же режиму мир и войну, здоровье и болезнь, или, вернее, они хотят лишь возродить тиранию и хотят смерти родине. Если они ссылаются на буквальное выполнение конституционных сентенций — это лишь для того, чтобы безнаказанно их нарушать; это подлые убийцы; для того чтобы без риска задушить республику в колыбели, они стараются связать ее неопределенными правилами, от которых они сами умеют легко отделаться...
Если революционное правительство должно быть более активным в своих действиях и более свободным в своих движениях, чем обычное правительство, разве от этого оно менее справедливое или менее законное? Нет, оно зиждется на самом святом из всех законов — на благе народа, на самых неопровержимых правах, на необходимости.
У него есть и свои правила, все они черпаются из справедливости и общественного порядка. У него нет ничего общего с анархией и беспорядком; его цель, наоборот, подавить и то и другое, чтобы внести и утвердить господство законов; у него нет ничего общего с произволом. Его должны направлять не страсти частных лиц, а общественный интерес.
// Хрестоматия по новой истории, 1640-1870: пособие для учителя / под ред. В.Г.Сироткина. – М., 1990. – С. 67-68.

вверх

 
     
 

 

Литература:

Документы истории Великой французской революции: в 2 т. Т. 1-2 / отв. ред. А.В.Адо. - М., 1990-1992.
Захер Я. Французская революция в документах. - Л., 1926. - 379 с.
Ландауэр Г. Письма о французской революции. Т. 2. - М., 1925. - 364 с.
Марат. Письма, 1776-1793 / под ред. А.К.Дживелегова. - М.-Пг., 1918. - 201 с.
Хрестоматия по Новой истории, 1640-1870: пособие для учителя / под ред. В.Г.Сироткина. - М., 1990. - 287 с.