ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1789—1799 гг.:
фрагмент рабочей тетради

Е.Захарова,
заслуженный работник высшего образования РФ

Причины революции

Почему более чем через сто лет после английской революции началась революция во Франции, столь мощная, что она получила название Великой? Почему Франция восстала против слабого короля, более интересовавшегося охотой, чем политикой?

1. Выберите одно или несколько из предлагаемых утверждений. Причина революции заключалась:

а) в полной зависимости общества от воли короля;

б) в ненависти французов к королю Людовику XV;

в) в абсолютной монархии, делавшей общество в целом и отдельных его членов зависимыми от воли или капризов монарха.

Наибольшее недовольство королевской властью проявляло третье сословие, составлявшее 96% населения Франции.

2. Запишите, кто может быть отнесен к третьему сословию:

Французская буржуазия, будучи экономически сильным классом, не имела при этом политических прав, не могла влиять на политику страны.

3. Если буржуазия Франции стала бы участницей революции, какую бы главную цель она выдвинула?___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________

Французские крестьяне, ремесленники, рабочие, постоянно страдавшие от голода, нищеты, поборов и повинностей, не имевшие никаких политических прав, также могли стать участниками революционных событий.

4. Какие цели могли бы выдвинуть французские крестьяне, рабочие, ремесленники, став участниками революции? Отметьте не менее двух.

1. _______________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________

2. ________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________

1788—1789 гг. оказались тяжелыми для французов. Гибель посевов повлекла за собой повышение цен на продовольствие. Это вызвало народные бунты. Экономика была в глубоком упадке. Примерно 1/10 часть годового дохода нации шла на содержание роскошного королевского дворца в Версале. Только в королевских конюшнях было занято 1500 человек. Огромных средств требовало содержание армии, аппарата чиновников. А казна была пуста. Так как дворянство, духовенство и лица, имевшие различные отличия, освобождались от налогов, финансовому управлению приходилось предпринимать отчаянные усилия, чтобы добыть деньги.

Как справиться с финансовыми трудностями, с фактическим банкротством государства? Где государству достать деньги? Эту задачу попытался решить талантливый банкир и министр финансов Жак Неккер. Он задумал финансовую реформу. Она предусматривала:

1. Свободную торговлю хлебом.
2. Отмену цеховых регламентации деятельности ремесленников.
3. Ограничение расходов двора.

5. Что могло произойти, если бы эти меры были приняты?

1. Какие слои населения были бы довольны ими?

__________________________________________________

2. Кто не поддержал бы реформу?

__________________________________________________

3. К чему бы, в конечном итоге, могла привести реформа:

а) к торможению процесса развития капитализма во Франции;
б) к ускорению развития капитализма в стране?

Неккер собирался даже обложить налогами французское дворянство, ограничить его права. Дворянство отомстило Неккеру. Король отправил его в отставку и изгнал из страны. Отставка и изгнание популярного министра Неккера вызвало гнев в Париже. Парижане подняли восстание.

6. Из перечисленных фактов и утверждений отметьте, какие явились причинами, а что поводом (толчком)
к революции:

а) ненависть французов к слабому королю;
б) недовольство режимом абсолютной монархии, ставящего каждого подданного в зависимость от «доброты» правителя;
в) недовольство экономически сильной буржуазии своим политическим бесправием;
г) нищета и бесправие низших слоев населения;
д) финансовое банкротство страны;
е) отставка министра финансов Неккера;
ж) нежелание короля и его советников проводить реформы.

7. Подумайте, была ли революция во Франции неизбежна.

Да _____________/_______________ Нет

8. Если вы выбрали ответ «да», то что, по вашему мнению, могло предотвратить революцию? Можете предложить свой вариант ответа:

а) своевременная реформа;
б) смерть короля;
в) выступление короля с «успокоительной» речью;
г)_____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Начало революции

Недовольство населения Парижа было столь сильным, что король Людовик XVI решился на шаг, которого прежде избегал: он созвал Генеральные штаты (французский парламент).

Представьте себе зал, где король должен открыть работу Генеральных штатов. Зал огромен! С одной стороны перед троном собралось 300 депутатов от дворян. Они в позолоченных камзолах, шляпах, украшенных страусовыми перьями. С другой стороны разместились 300 представителей духовенства в лиловых и белых одеждах. 600 депутатов третьего сословия в простой черной одежде стоят сзади. Когда король сел на трон и, по старому обычаю, надел шляпу, дворяне и духовенство тоже сели на свои места и надели шляпы. И тут король и знать с негодованием увидели, что депутаты третьего сословия не опустились на колени с непокрытыми головами, как бывало прежде, а остались стоять и даже осмелились надеть свои черные шляпы. Это был вызов!

1. Как вы думаете, что хотели продемонстрировать своим поведением представители третьего сословия?

____________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________

Если вы затрудняетесь дать ответ, выберите из предложенных вариантов: они хотели показать, что они:

а) равны другим депутатам;
б) выше других депутатов.

В этих необычайных условиях король был вынужден начать речь. И она возмутила депутатов третьего сословия. Король осудил «неумеренное стремление к новшествам», повелел утвердить новые налоги. Особенно представителей третьего сословия возмутили правила голосования: один голос от сословия, то есть один от дворян, один от духовенства и один от третьего сословия. Но третье сословие представляло 96% населения! Разве такое голосование справедливо?

Депутаты третьего сословия отказались подчиниться. Это был бунт! Они объявили себя верховной властью в стране и провозгласили свое право на выработку и принятие конституции.

Так возникло Учредительное собрание.

Король намеревался разогнать собрание. Его противники тоже готовились к схватке. Толпы народа громили оружейные магазины и склады. Часть войска перешла на сторону восставших. К утру 16 июля в руках восставших был уже почти весь город. Горели костры, бочки со смолой. Все жаждали дать отпор королевским войскам.

1. Какие силы готовились к столкновению?

14 июля 1789 г. — день взятия Бастилии. Бастилия, крепость 400 лет бывшая тюрьмой для противников короля, воспринималась народом как символ монархии. В то время тут было заключено всего несколько человек. Им было разрешено держать в камере свою мебель, встречаться за одним столом с комендантом крепости де Лонеем. Всего горстка солдат, многие из них инвалиды, охраняли Бастилию.

Когда парижане бросились к крепости, оказалось, что защищать ее некому. Но символ тирании должен был быть разрушен!
С ликованием людей, разорвавших свои цепи, бросились парижане к Бастилии, чтобы не оставить от нее камня на камне.

Так пал абсолютизм во Франции. Король был вынужден примириться с превращением Генеральных штатов в Учредительное собрание. Оно стало высшим законодательным органом Франции.

1. Что такое законодательный орган власти?

_______________________________________________________


2. Что такое исполнительный орган власти?

_______________________________________________________

Как изменилась государственная власть во Франции в 1789 г.? Попробуйте нарисовать схему, показывающую высшие органы власти до и после 1789 г.

ДО 1789 г.
ПОСЛЕ 1789 г.
   

Деятельность Учредительного собрания

Учредительное собрание работало в сложных условиях. Крестьяне осаждали и жгли дома сеньоров, уничтожали книги с записями феодальных повинностей и недоимок. Многие дворяне бежали из страны и готовились дать вооруженный отпор, а король собирал силы для борьбы с революцией внутри страны.

Одним из самых популярных людей в Париже был молодой маркиз Лафайет, недавно вернувшийся из Америки, где он активно участвовал в революционных событиях. В зале своего роскошного дворца Лафайет приказал повесить две огромные золоченые рамы. В одной из них был помещен текст американской Декларации Независимости. Другая рама была пуста. Лафайет говорил, что это место для французской Декларации. Он сам и составил ее.
Французская Декларация прав человека и гражданина была принята 26 августа 1789 г.

1. Прочитайте положения французской Декларации, обдумайте их:

1. Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах.
2. Цель каждого государственного союза состоит в обеспечении естественных и неотъемлемых прав человека. Таковы свобода, собственность, безопасность, сопротивление угнетению.
3. Свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому.
4. Что не воспрещено законом, то дозволено.
5. Закон есть выражение общей воли... Он должен быть равным для всех.
6. Никто не может быть подвергнут обвинению, задержанию или заключению иначе, как в случаях, предусмотренных законом.
7. Каждый предполагается невиновным, пока не установлено обратное...
8. Никто не должен испытывать стеснений в выражениях своих мнений, даже религиозных...
9. Свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека; каждый человек... может высказываться, писать и печатать свободно...
10. Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет Конституции.
11. Так как собственность есть право неприкосновенное и священное, то никто не может быть лишен ее иначе, как в случае, установленном законом.

2. Какие идеи провозглашаются в Декларации? Отметьте их среди перечисленных ниже:

а) свобода,
б) традиции,
в) веротерпимость,
г) права личности, д)равенство,
е) закон,
ж) сосредоточение власти в руках одного лица,
з) подчинение личности государству,
и) порядок,
к) частная собственность,
л) разделение властей.

3. Есть ли что-либо общее в положениях французской Декларации и идеях просветителей?

Да _____________/_______________ Нет

4. Поясните свой выбор
___________________________________________________
___________________________________________________

5. Какие идеи объединяют французскую и американскую Декларации?____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________

Лафайет, автор французской Декларации, предложил новое знамя французской республики. Вместо белого знамени короля — трехцветный стяг. Как он выглядел?

6. Найдите флаг времен революции и современный французский флаг.

УЧРЕДИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ПРЕДЛОЖИЛО И ОДОБРИЛО СЛЕДУЮЩИЕ ЗАКОНЫ:

1. О передаче всех церковных земель государству.
2. О передаче права регистрировать брак, рождение и смерть от церкви к государству.
3. О порядке выкупа церковных повинностей.
4. Об отмене сословий, дворянских титулов, гербов и установлении одного звания — гражданин.
5. Об отмене цехов и регламентации промышленности.
6. О запрещении союзов и стачек.


7. Как можно оценить роль принятых законов в жизни французского общества?
а) Эти законы способствовали закреплению феодальных основ общества;
б) эти законы не были способны сдвинуть общество с его феодальных основ;
в) эти законы способствовали развитию французского общества по буржуазному пути.

Деятельностью Учредительного собрания были недовольны те, кто потерял власть и собственность (дворянство, духовенство, король и его приближенные). В1791 г. вооруженные эмигранты создали военный лагерь на границе с Францией и готовили поход против революции. Недовольны были и те, кто ждал от революции улучшения своего положения, но ничего не получили (крестьяне, городские низы). Эти силы настойчиво требовали дальнейшего развития революции, применения более решительных мер против ее врагов, суда над королем и его казни.

Ситуация обострилась, когда король бежал из Парижа. Он был пойман и возвращен. 17 июля 1791 г. на Марсовом поле в Париже толпа потребовала уничтожения монархии, люди кричали, забрасывали камнями гвардейцев. Возбуждение достигло такого накала, что мэр Парижа приказал дать орудийный залп. Народ стал разбегаться. Лафайет велел прекратить огонь. Но шум был так силен, что его никто не услышал. Тогда Лафайет, верхом на коне, закрыл дуло одной из пушек. Так была остановлена бойня.

Этот период революции был возглавлен Лафайетом и Мирабо. Они надеялись на то, что революция обойдется без крови. Мирабо писал: «Эта великая революция обойдется без крови и слез». Оправдаются ли надежды Лафайета и Мирабо?

Свержение монархии

13 сентября 1791 г. король подписал Конституцию, выработанную Учредительным собранием. Лафайет возглавил парад в честь ее принятия.

1. Рассмотрите основные положения этой Конституции и сделайте выводы.

В результате из 26 млн. французов избирательное право получили 4,5 млн. А чтобы стать депутатом Законодательного собрания, нужно было иметь земельную собственность и платить налог не менее 54 ливров.

2. Сделайте выводы:

1. О провозглашенной политической власти во Франции.

Франция стала ___________________________________________

2. Об избирательном праве.

Избирательное право получили:

а) все французы;
б) французы, обладавшие определенным состоянием.

3. О демократизации страны.

В политическую жизнь был введен принцип__________________

Проведенные выборы в Законодательное собрание (было избрано 745 человек) показали, что ведущее положение в этом органе заняли жирондисты, депутаты от департамента Жиронда, представители состоятельной торговой и промышленной буржуазии, разбогатевшей еще до революции.

Когда новые органы власти начали свою работу, обстановка в стране оставалась напряженной. Парижские низы были раздражены нерешительностью Законодательного собрания, его нежеланием провозгласить республику, судить короля. Ремесленники, рабочие, мелкие лавочники, т. е. парижские санкюлоты (не носившие кюлотов — коротких панталонов с чулками, которые носили дворяне и богатые буржуа, а одевавшиеся в длинные штаны) избрали новый местный революционный орган — Совет Парижской Коммуны.

3. В чем заключается различие Законодательного собрания и Совета Коммуны? Продолжите фразы:

Законодательное собрание отражало интересы и стремилось к установлению ___________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________

Совет Парижской Коммуны отражал интересы и стремился к установлению _____________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________

10 августа 1792 г. около 20 000 человек окружило королевский дворец. Народ выломал ворота и ворвался во двор. После ожесточенной перестрелки восставшие штурмом овладели дворцом. Король успел укрыться в Законодательном собрании. Но под давлением народа оно вынуждено было лишить короля власти и вместе с семьей заключить в тюрьму. Так была свергнута монархия во Франции.

В то время в стране не существовало политических партий. Их роль выполняли клубы. В Конвенте, на улицах и площадях огромно было влияние Якобинского клуба, члены которого собирались в здании закрытого во время революции монастыря св. Якоба. В Конвенте якобинцы ожесточенно боролись за власть с жирондистами.

Якобинцы

Самыми влиятельными и популярными среди якобинцев были Максимилиан де Робеспьер, Жан Поль Марат и Жорж Дантон.
Министр юстиции, якобинец Жорж Дантон прославился как один из самых знаменитых ораторов и вождей революции. Громовым голосом он заявлял: «Чтобы победить врага, нам нужна смелость, еще раз смелость, всегда смелость...» Эти слова написаны на его памятнике в Париже на площади его имени.
Среди ремесленников, рабочих, мелкой буржуазии Парижа пользовался большой популярностью Жан Поль Марат. По профессии он был врачом. Когда началась революция, все силы он отдал изданию газеты «Друг народа», выступавшей в защиту городской бедноты. Поэтому его самого прозвали Другом народа.
Максимилиан де Робеспьер был адвокатом.

1. Прочитайте отрывки из документов 1789—1792 гг.

«Какова цель, к которой мы стремимся? Это мирное пользование свободой и равенством...

Мы хотим заменить в нашей стране эгоизм нравственностью, ...тиранию моды господством разума, тщеславие величием души, любовь к деньгам любовью к славе, ...легкомысленный и несчастный народ народом великодушным, сильным, счастливым...»

ИЗ ДОКЛАДА РОБЕСПЬЕРА В КОНВЕНТЕ

«Целью гражданского общества является развитие естественных способностей человека для счастья отдельных лиц и общества в целом. Единственный путь к достижению этой цели заключается в согласовании частных интересов с общими интересами...»

ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЙ РОБЕСПЬЕРА В КОНВЕНТЕ

«Из всех порядков управления не существует более возмутительного и опасного, чем принятый комитетами способ тайного обсуждения дел. Все происходит при закрытых дверях».

ИЗ СТАТЬИ МАРАТА

«Республику составляют не торжественные демонстрации, не победа, не богатство..., ее составляют мудрые законы и, главное, добрые нравы.... Тот, кто не является господином самого себя, становится рабом других...»

ИЗ РЕЧИ РОБЕСПЬЕРА В КОНВЕНТЕ

«Так как благо народа является высшим законом для государства, дверь всегда должна быть открыта для каждого изобличения интриганов, нарушителей служебного долга и изменников».

ИЗ РЕЧИ МАРАТА В КОНВЕНТЕ

2. Сделайте выводы. Как якобинцы представляли себе цели революции на ее начальном этапе?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какие средства были для них главными?

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Французская революция выдвинула три лозунга:

4. Какой смысл вкладывали в лозунги свободы и равенства различные политические силы? Заполните таблицу.

5. Существует ли связь между идеями французских просветителей и якобинцев?

Да _____________/_______________ Нет

Обоснуйте выбор. ______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________

Революционные войны

Ситуация внутри страны осложнилась опасностью нападения извне. Еще весной 1792 г. над Францией нависла угроза интервенции.

Когда к границе Франции подошли австрийские войска, Законодательное собрание решило первым объявить войну.
В союзе с Австрией действовала Пруссия. Ее армия вторглась во Францию и заняла несколько крепостей.
В июле 1792 г. Законодательное собрание обратилось к народу с призывом «Отечество в опасности!» и призвало всех на защиту родины. Саперный капитан Руже де Лиль написал «Марсельезу», песню, с которой отряды добровольцев уходили в бой. «Марсельеза» стала гимном революции.

20 сентября 1792 г. французские войска отбили атаку прусской пехоты у деревни Вальми. Прусская армия отступила за границу. Осенью французская армия изгнала австрийские войска из Бельгии.

2. Допишите фразу:

Военные действия 1792 г. закончились победой _________________________________________________________________________

Упоение победой и революционный энтузиазм заставили Конвент издать декрет о помощи народам, страдающим от тирании. Под лозунгом «Мир — хижинам, война — дворцам» революция стремилась перейти границы Франции.

Судьба короля

21 сентября 1792 г. открылся Конвент, и через день была провозглашена французская республика. Решалась судьба короля. В Конвенте основные политические силы начали ожесточенную борьбу:

Жирондисты голосовали за республику, но стремились избежать казни короля. Гора — так называли тех, кто занимал верхние скамьи, — прежде всего, были представителями якобинцев. Их позиция была крайней, они были готовы прибегнуть к самым жестоким мерам. Лидеры этой группы: Робеспьер, Марат, пользовались поддержкой городских низов. Таким образом, многое зависело от «болота», колеблющейся части Конвента. Эти депутаты были готовы идти за большинством, за теми, кто окажется сильнее.

НА ГОЛОСОВАНИЕ КОНВЕНТ ПОСТАВИЛ ТРИ ВОПРОСА:

1. Виновен ли Людовик XVI в заговоре, покушался ли он на безопасность государства?
2. Должен ли приговор быть поставлен на голосование всего народа?
3. Какого наказания заслуживает Людовик XVI?

Людовика XVI обвинили в измене, сговоре с Австрией и Пруссией. Толпы народа окружили Конвент и потребовали казни короля.

1. Как бы вы ответили на каждый из этих трех вопросов?

1.________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________

2.________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________

3.________________________________________________________________________
_____________________________________
_____________________________________

 

В Конвенте эти вопросы были решены так. На первый вопрос все ответили «да».
По второму большинство проголосовало «против».
По третьему за казнь выступило 787 человек, против — 334 человека.

В январе 1793 г. Людовик XVI был обезглавлен.

Казнь короля крайне обеспокоила Англию и Испанию, которые присоединились к союзу Австрии и Пруссии.
Весной 1793 г. австрийские войска перешли в наступление и нанесли поражение французской армии.
В этом поражении общественное мнение обвинило жирондистов.
Городские низы требовали их изгнания из Конвента.

 

2. До революции Франция была абсолютной монархией. В ходе революции она стала сначала ограниченной монархией, а затем республикой. Напишите, когда это произошло.

Якобинская диктатура

31 мая — 2 июня 1793 г. Якобинский клуб, Совет Коммуны Парижа подняли восстание против господства жирондистов в Конвенте. В результате власть перешла в руки наиболее революционных слоев буржуазии и городских низов, была установлена диктатура якобинцев.

1. Дайте определение

Летом 1793 г. вся полнота власти перешла к избранному Конвентом Комитету общественного спасения. Он стал главным органом революции, а якобинцы — основной силой комитета. Во главе Комитета стал Робеспьер.

В годы революции появилось наименование «враг народа». Оно применялось к врагам революции.

2. Как вы думаете, кого Комитет общественного спасения причислял к «врагам народа»?

______________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________

3. Какие органы должны были осуществлять борьбу с «врагами народа»?

______________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________

Один из важнейших постов в Парижской коммуне занял Марат. Он приступил к борьбе с «врагами народа». «Сентябрьские убийства» 1793 г., когда почти 200 тысяч человек было уничтожено, были на совести Марата. Его подруга Симона сказала ему: «Ты действительно ангел убийства».

Террор был направлен не только против контрреволюционеров, но и против жирондистов. Многие бежали из страны.

25-летняя Мари-Анна-Шарлотта де Корде д'Армон была яростной республиканкой. Тревожась за судьбу революции, она решила принести себя в жертву и убить Марата, который представлялся ей «ядовитым гадом», терзающим тело революции. Купив за два франка кухонный нож, она отправилась на улицу Кордельеров, где проживал «Друг народа». Войдя в дом, Шарлотта застала его сидящим в медной ванне, поверх которой была положена планшетка, на которой можно было разбирать бумаги и писать. Марата мучил непрестанный зуд и только теплая ванна приносила облегчение. Девушка вонзила нож в его грудь. Она стояла около ванны, вода в которой быстро краснела от крови, и спокойно дожидалась, когда придут приговорить ее к смерти за то, что она избавила Францию от чудовища.

—На что вы надеялись, убивая Марата? — спросили Шарлотту в суде.

—Я хотела вернуть мир моей стране, — отвечала она.

4. Можно ли, по вашему мнению, оправдать поступок Шарлотты Корде?

______________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________

Террор усиливался, страдали прежде всего безвинные люди, часто далекие от политики. Свидетель ужасов 1793 г. писал: «Разве для спасения страны необходимо было произвести 23 классовых потопления в Нанте, в том числе то, в котором погибли 600 детей? Разве нужны были "республиканские браки", когда девушек и юношей, раздетых донага, связывали попарно, оглушали сабельными ударами по голове и сбрасывали в Луару? Разве необходимо было... потопить или расстрелять еще 500 детей, из коих старшим не было 14 лет... Разве необходимо было внушать солдатам роты именем Марата ужасное убеждение, что каждый должен быть способен выпить стакан крови?»

Террор 1793 г. проходил в обстановке многочисленных контрреволюционных мятежей, угрозы вторжения войск антифранцузской коалиции.

Конвент принял закон об уничтожении всех феодальных повинностей, а в сентябре 1793 г. под давлением санкюлотов — закон о максимуме цен. Он устанавливал фиксированные цены на съестные припасы и товары первой необходимости (мясо, солонина, свиное сало, масло, соленая рыба, уксус, пиво, дрова, уголь, свечи, соль, мыло, сахар, мед, бумага, кожа, железо, пенька, лен, шерсть, материи, полотно, башмаки, табак...).

5. Как установление максимума цен должно было повлиять на развитие буржуазных отношений, капитализма?

а) закон препятствует развитию капитализма;
б) закон способствует развитию капитализма.

Объясните свой выбор:
______________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________

Якобинское правительство переименовало ливры во франки, ограничило рост цен. Но к чему привело это ограничение? Цены перестали расти, но товары пропали, голод усилился, спекуляция возросла. Чем больше печатный станок выбрасывал франков, тем меньше было товаров. Якобинская диктатура не смогла решить хозяйственные проблемы.

В июле 1793 г. Конвент закрыл биржу.

6. Какие факты свидетельствуют об антирыночной политике якобинской диктатуры?

________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________

Якобинская диктатура стремилась отказаться от всего «старого», от традиций, начать все с нуля, с «чистой доски». Даже старый календарь был отменен. Новый революционный календарь провозгласил начало новой эры с 22 сентября 1792 г. Революция закрыла церкви, ввела новый культ — культ Разума. На празднике в его честь «Разум» изображала актриса в голубом платье с красной повязкой на голове.

Было разрешено только одно обращение — «гражданин». Королевские дворцы превращались в музеи. Ученые, деятели искусства дореволюционной Франции вызывали раздражение якобинцев. Многие из них покинули страну. Среди эмигрантов был математик и физик Пьер Симон Лаплас. Когда якобинцы решили разгромить Академию наук, которую они считали привилегированным учреждением, за нее вступился Антуан Лоран Лавуазье. Несмотря на то, что он много сделал для революции во Франции, наладил производство пороха, построил военную промышленность, он был арестован. На процессе Лавуазье со скорбью сказал: «Республика не нуждается в ученых».
В мае 1794 г. он был гильотинирован.

7. Воплотились ли в действиях якобинцев лозунги «свободы» и «равенства»?

Да _____________/_______________ Нет

Свой выбор объясните:
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________

17 сентября 1793 г. якобинцы приняли «Декрет о подозрительных», тех, кто подлежал немедленному аресту.
Кто же считался «подозрительным»?

1. «Те, кто своим поведением, своими связями, своими рассуждениями или писаниями выказали себя сторонниками тирании...»
2. «Те, кому было отказано в удостоверении о благонадежности».
3. «Те из бывших дворян, считая мужей, жен, отцов, матерей, сыновей или дочерей, кто не проявлял своего постоянного влечения к революции».

8. Какую оценку дали бы вы «Декрету о подозрительных»?

а) это демократический документ;
б) это недемократический документ.

а) декрет способствовал установлению порядка в стране;
б) декрет способствовал укреплению в стране репрессивного режима, беззакония.

9. О чем свидетельствуют следующие высказывания Робеспьера: «...Бесполезно собирать присяжных и судей; одно наказание — смерть». «Террор — это не что иное, как быстрая, строгая и непреклонная справедливость».

______________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________

10. В чем состоит главное отличие высказываний Робеспьера начального этапа революции от высказываний периода якобинской диктатуры?

______________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________

11. Как вы думаете, в чем причина этого изменения?

______________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________

Террор должен был обрушиться не только на отдельных людей, но и на целые города. Конвент даже обсуждал вопрос о разрушении города Лиона и о переименовании оставшихся домов в «освобожденную коммуну». На развалинах города предполагалось воздвигнуть колонну с надписью: «Лион вел войну против свободы — Лиона больше нет». Но к началу 1794 г. мятежи были подавлены. Внешним врагам революционная армия нанесла сокрушительное поражение. Некоторые лидеры, особенно Дантон, заговорили о прекращении террора, введении в действие отмененной демократической конституции, Декларации прав человека и гражданина. Робеспьер по-прежнему утверждал, что новые победы требуют не ослабления, а усиления террора. Робеспьер видел опасность для своей власти в левом крыле якобинцев (парижских бедняках и их лидерах Эбере и Шометте) и в правом крыле — в лице Дантона.

12. Заполните схему, показывающую, против каких сил внутри лагеря якобинцев боролся Робеспьер:

ЭБЕР: «Чтобы положить конец грязным делишкам спекулянтов и жадности торговцев, пусть удвоят, пусть утроят революционную армию, черт возьми.
Пусть головы кровопийц народа падут...»

ШОМЕТТ: «Здесь происходит открытая война богатых против бедных: они хотят раздавить нас: хорошо же!
Нужно опередить их, нужно раздавить их самих...»

 

 

13. Кого Шометт и Эбер считали «врагами народа»?

______________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________

В середине марта 1794 г. Робеспьер добился решения об аресте Эбера и других лидеров санкюлотов. 24 марта они погибли на эшафоте.

Сначала Дантон и его сторонники были рады устранению соперников. Однако через неделю арестовали и их. Судьба Дантона решалась так. Когда один из присяжных заколебался, его спросили:

— Кто более полезен для республики — Дантон или Робеспьер?
— Более полезен Робеспьер.
— В таком случае надо гильотинировать Дантона.

14. Как бы вы охарактеризовали суд, в котором так решается вопрос о жизни человека?

______________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________

Когда телега, на которой везли на казнь осужденных дантонитов, проезжала мимо дома Робеспьера,
Дантон громко крикнул: «Я жду тебя, Робеспьер!»

15. Какой смысл вкладывал в эти слова Дантон?

_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________

Ежедневно от тюрьмы Консьержери к площади Революции двигались телеги с осужденными. Кого же везли на казнь? Аристократов? Сторонников короля? Их оказалось менее 10%. Большинство жертв были представителями третьего сословия. Многих хватали просто по подозрению. Смертная казнь полагалась тому, «кто вызывает упадок духа», кто «распространяет ложные известия», кто «портит нравы», кто «развращает общественное сознание».

«Большой террор» 1794 г. окончательно изолировал Робеспьера. Наконец, маховик террора обрушился на него. 24 июля (9 термидора) 1794 г. Робеспьер был арестован и казнен на следующий день. Якобинская диктатура пала.

Один из вождей начального периода революции, Мирабо, надеялся, что революция обойдется без крови и слез. Но его надежды не сбылись. Жертвами террора стали приблизительно 40 000 человек. А если считать и жертвы войны, то 1—2 миллиона.

16. Как вы считаете, был ли в революции неизбежен террор якобинской диктатуры?

Да _____________/_______________ Нет

Объясните свой выбор.
______________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________

17. Каково место якобинской диктатуры в революции? Рассмотрите две схемы. С какой точкой зрения вы согласитесь?

Объясните свой выбор, вспомнив, каковы были задачи революции и каковы мероприятия якобинской диктатуры, прежде всего
Декрет о максимуме цен:

_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________

18. С какими событиями связаны эти даты?

14 июля 1789 г. —___________________________________________

10 августа 1792 г. —________________________________________

2 июля 1793 г. —____________________________________________

27 июля 1794 г. —___________________________________________

19. Как решался вопрос о власти на каждом из этапов революции?

14 июля 1789 г. — 10 августа 1792 г. —________________________

10 августа 1792 г. — 2 июля 1793 г. —_________________________

2 июля 1793 г. — 27 июля 1794 г. —____________________________

20. Какое из утверждений правильно?

а) Французская революция ликвидировала феодальные отношения;
б) Французская революция нанесла удар по феодальным отношениям, но не уничтожила их до конца.

21. Верно ли следующее утверждение:

Великая Французская революция последовательней и глубже решала вопрос «расчистки» пути для развития капитализма, рыночной экономики в стране, чем американская революция XVIII в.

Да _____________/_______________ Нет

22. С каким из утверждений вы бы согласились:

а) революция — это «праздник угнетенных»;
б) революция — это трагедия народа.

Свой выбор объясните:
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________

23. Были ли среди лидеров революции человек (или люди), которого вы бы могли назвать
героем революции? Почему?

_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________

// Мир в XV-XVIII веках: рабочая тетрадь для 7 класса / Е.Захарова, худ. С. Кравцова. – М.: Открытий мир, 1997. – С.73 – 93.