К теме «Великая французская революция»:
(задания для работы на уроках и дома)

От редакции. Предлагаем вашему вниманию несколько фрагментов из работы П.А. Кропоткина «Великая Французская революция. 1789—1793», опубликованной во II томе собрания сочинений, изданном в Москве в 1919 г.

 

Из главы III
Народное действие

А народ? В чем состояла его идея?

Народ также испытывал до некоторой степени влияние философии XVIII в. Тысячами окольных путей великие принципы свободы и равенства проникали в деревни и в рабочие кварталы больших городов. Почтение к королевской власти и аристократии исчезло. Идеи равенства доходили даже до самых темных углов. В умах вспыхивал уже огонек возмущения, бунта. Надежда на близкую перемену заставляла сильнее биться сердца у самых забитых людей. «Не знаю, что такое случится, но что-то должно случиться, и скоро», - говорила в 1787 г. одна старуха Артуру Юнгу, путешествовавшему по Франции накануне революции. Это «что-то» должно было принести облегчение народному бедствию <...>

Мысль народа выражалась главным образом в формах чисто отрицательных. «Будем жечь уставные грамоты, в которых записаны феодальные повинности! Долой десятину; ничего не платить попам! Долой госпожу Вето (королеву Марию-Антуанетту)! На фонарь аристократов!» Но кому достанется освобожденная земля? Кому пойдет наследство гильотинированных аристократов? Кто завладеет властью, ускользавшею из рук г-на Вето, и ставшею в руках буржуазии гораздо большей силой, чем она была при старом порядке? На эти вопросы у народа не было ответа <...>

Но если в смысле положительном идеи народа оставались неясными, то в смысле отрицательном они были, в некоторых отношениях, вполне определенны. Во-первых, ненависть бедняка ко всей праздной, лживой, развращенной аристократии, господствовавшей над ним, в то время как гнетущая нужда царила в деревнях и темных закоулках больших городов; эта ненависть была совершенно определенна. Затем - ненависть к духовенству, потому что оно сочувствовало скорее аристократии, чем кормившему его народу. Ненависть ко всем учреждениям старого порядка, которая, не признавая за бедными никаких человеческих прав, делала их бедность еще более тяжелой. Ненависть к феодальному, т.е. крепостному строю, с его повинностями, удерживавшими крестьян в подчинении помещику, хотя личная их зависимость уже перестала существовать. Наконец - отчаяние, овладевшее крестьянином в неурожайные годы, когда он видел, как земля остается необработанной в руках помещиков и служит только для дворянских развлечений, в то время как голод свирепствует в деревнях.

Из главы IV
Народ накануне революции

Излишне было бы долго останавливаться здесь на описании положения крестьянства и бедных классов городского населения накануне 1789 г. Все историки Великой революции посвятили этому предмету ряд красноречивых страниц. Народ стонал под тяжестью налогов, взимаемых государством, оброка, платимого помещику, десятины, получаемой духовенством, и барщины, требуемой всеми тремя. Население целых местностей было доведено до нищеты. В каждой провинции толпы в пять, десять, двадцать тысяч человек, мужчин, женщин и детей, бродили по большим дорогам. В 1777 г. была официально установлена цифра в
1 100 000 нищих. В деревнях голод стал хроническим; он повторялся через короткие промежутки и опустошал целые провинции. Крестьяне массами покидали тогда свои деревни в надежде найти где-нибудь лучшие условия - надежде, конечно, тщетной. Вместе
с тем в городах число бедных росло с каждым годом. Хлеба постоянно не хватало, а так как городские управы оказались неспособными доставлять на рынки нужное количество хлеба, то голодные бунты, всегда сопровождавшиеся избиениями народа, стали обычным явлением в жизни Франции <...>

Крестьянские массы разорялись. С каждым годом их существование становилось все более и более неустойчивым; малейшая засуха вела к недороду и голоду. Но рядом с этим создавался - особенно там, где раздробление дворянских имений шло быстрее, - новый класс отдельных зажиточных крестьян, стремившихся подняться над своими односельчанами. В деревнях появились деревенские буржуа, крестьяне побогаче, и именно они перед революцией стали первые протестовать против феодальных платежей и требовать их уничтожения. Именно они в течение четырех или пяти лет революции упорно требовали, чтобы отмена феодальных прав была произведена без выкупа, посредством конфискации дворянских земель и их раздробления; и они же, в 1793 г., ожесточеннее всех нападали на разных «бывших» - бывших дворян, бывших помещиков.

Из главы V
Бунтовской дух. - Восстание

Провозглашение свободы хлебной торговли в сентябре 1774 г.,* отмена барщины в 1776 г. и уничтожение в городах старых корпораций и церковных старшин, служивших только к поддержанию своего рода промышленной аристократии, - все эти меры неизбежно должны были возбудить в народе некоторую надежду на реформы. Видя, как падают внутренние таможни, воздвигнутые по всей Франции помещиками и мешавшие свободному обращению хлеба, соли и других предметов первой необходимости, бедняки радовались этому началу уничтожения возмутительных привилегий дворянства. Более зажиточные крестьяне радовались также отмене круговой поруки в уплате податей. Наконец, в 1779 г. были уничтожены право «мертвой руки» и личная крепостная зависимость в поместьях короля; а в следующем году решено было отменить пытку, все еще практиковавшуюся до того времени в уголовных делах, в самых ужасных формах, установленных указом 1670 г.

Вместе с тем стали говорить и о представительном правлении - таком, какое ввели у себя англичане после своей революции. К нему давно стремились многие писатели-философы, и Тюрго даже выработал с этой целью план провинциальных земских собраний, за которыми должно было последовать введение представительного правления во всей Франции и созыв парламента из выборных от имущих классов. Людовик XVI испугался, однако, этого проекта и дал отставку Тюрго; но тогда вся просвещенная Франция заговорила о конституции и народном представительстве <...>

«Не прекрасно ли будет, - писал хитрый финансист, - если Ваше Величество, сделавшись посредником между Вашими высшими сословиями и народом, будет проявлять свою власть только для указания границ между строгостью и справедливостью». На что Людовик XVI ответил: «В природе моей власти быть не посредником, а главою». Эти слова не мешает запомнить, в виду чувствительных фраз, которые в последнее время историки из реакционного лагеря стали преподносить своим читателям. Людовик XVI вовсе не был тем безразличным, безобидным, добродушным человеком, занятым только охотой, каким хотят его изобразить<...>

В 1778 г. новые «Соединенные Штаты» были признаны Францией, что вызвало войну с Англией, длившуюся до 1783 г. Все историки говорят о впечатлении, произведенном этой войной на умы. Восстание английских колоний и образование ими Соединенных Штатов, действительно, имели влияние на Францию и сильно содействовали пробуждению революционного духа. Известно также, что Декларация Прав, выработанная в молодых Штатах, оказали глубокое влияние на французских революционеров <...>

Как только Англия оправилась от своих поражений и почувствовала, что Франция ослаблена внутреннею борьбой, она повела против нее, всеми способами, явными и тайными, ряд войн, начавшихся ожесточенною войной 1793 г. и продолжавшихся вплоть до 1815 г.

Все эти причины Великой революции необходимо указать, потому что, как всякое событие крупной важности, она явилась последствием целого ряда причин, сошедшихся в известный момент и создавших тех людей, которые, в свою очередь, усилили действие этих причин.

* До этого времени фермер не мог продавать свой хлеб раньше, чем по прошествии трех месяцев после его уборки. Продавать в эту пору имел право только помещик, в силу феодальной привилегии, дававшей ему возможность продавать хлеб по более высокой цене. Во многих местах существовали также внутренние заставы, воздвигнутые крупными помещиками, на которых взималась пошлина при ввозе или вывозе хлеба. - Авт.

 

Примерные вопросы и задания

К главе III

Какие идеи и принципы философов XVIII в. оказывали «в некоторой степени влияние» на народ Франции? Почему они выразились «главным образом в формах чисто отрицательных»? Что, по мнению автора, вызывало ненависть крестьян и горожан? Были ли отличия в их взглядах и какие именно? В чем причина этих отличий?

К главе IV

В чем заключались бедствия крестьян и в чем горожан? Почему наиболее активно свои требования в течение революции отстаивали только что появившиеся «деревенские буржуа»? Власть создала условия для их деятельности, а они жестко стали выступать против «своих создателей».

К главе V

Какие реформы провела королевская власть в 70-х гг. XVIII в.? Почему они привели к росту антикоролевских настроений, хотя и встретили одобрение народа? Почему не произошло «упокоения народа»?

Каким показывает П.А.Кропоткин Людовика XVI? В чем он не согласен с современными ему исследователями? Почему король отправил в отставку Тюрго? В чем он увидел принципиальную угрозу своей власти?

Какие события вне Франции, по мнению автора, также стали причинами «Великой революции»?

Согласны ли вы с оценками П.А.Кропоткина причин революции? Можно ли, на ваш взгляд, предсказать кровавый ход событий? (В ходе событий вырезались семьи сельских священников, которые в буквальном смысле слова были беднее церковной мыши, так как доход прихода зависел от разоренной деревни.)

// Преподавание истории в школе. – 2006. - №9. – С. 78-80.