|
Робеспьер (Robespierre), Максимилиан, виднейший деятель Великой французской революции, вождь партии монтаньяров. Робеспьер, происходивший из старой адвокатской семьи, родился в Аррасе 6 мая 1758 г. Он рано остался сиротой и после смерти родителей воспитывался у деда и бабки со стороны матери. Первоначальное образование Робеспьер получил в Аррасе, а в 1769 г. его отправили в Париж, где он окончил сначала коллеж Людовика Великого, а затем - юридический факультет Сорбонны. В обоих этих учебных заведениях Робеспьер отличался исключительным трудолюбием и считался одним из лучших учеников. Закончив свое образование, Робеспьер в 1781 г. возвращается в Аррас и посвящает себя адвокатской деятельности, которую старается использовать для борьбы с привилегированными. Это доставляет ему довольно широкую популярность среди местной радикально-настроенной интеллигенции, и характерно, что уже в 1783 г. Робеспьер избирается членом аррасской академии. При вступлении в эту академию Робеспьер произносит речь о несправедливости наказаний, падающих не только на виновного, но и на членов его семьи. Несколько позднее он делает доклад, в котором осуждает тогдашнее законодательство, лишавшее так называемых незаконнорожденных детей каких бы то не было гражданских прав. Если, таким образом, уже в первой половине 80-х годов Робеспьер проявил себя в качестве убежденного противника установлений старого порядка, то было вполне естественным, что идейный подъем, предшествовавший непосредственному началу Великой революции, захватил его целиком. Робеспьер, интересовавшийся ранее главным образом вопросами юридического и литературного порядка, обращается теперь к чисто политическим темам. Зимой 1788-1789 г. он выпускает брошюру, в которой обличает антидемократический характер местных провинциальных штатов. В другой, анонимной, брошюре, изданной в марте 1789 г., Робеспьер обращает внимание населения на всю важность и трудность предстоящего ему дела - избрания депутатов в Генеральные штаты. Все это, а также и произнесенная им около этого же времени речь, в которой он призывал Людовика XVI стать на путь самых широких реформ, сильно увеличивает популярность Робеспьер,и в апреле 1789 г. третье сословие Артуа посылает его одним из своих представителей в Генеральные штаты.
С первых же месяцев существования Учредительного собрания Робеспьер занимает место в рядах его крайне немногочисленного левого крыла и ведет упорную и подчас прямо героическую борьбу с олигархическими стремлениями крупно-буржуазного большинства этого собрания. По всем более или менее важным вопросам, стоявшим в порядке дня Учредительного собрания, Робеспьер неизменно брал слово в качестве представителя его левого крыла. Узко-классовым тенденциям крупно-буржуазного большинства Конституанты, стремившегося если не de jure, то de facto заменить старые привилегированные сословия - дворянство и духовенство - новым привилегированным классом - крупной буржуазией, - Робеспьер противопоставляет свою цельную и продуманную, типично мелко-буржуазную программу. Она заключалась в требовании переустройства Франции в демократическое государство мелких товаропроизводителей, исключающее всякое слишком значительное социальное неравенство. В этом смысле целиком выдержаны все его устные и письменные выступления 1789 - 791 гг., важнейшими из которых являются выступления в защиту всеобщего избирательного права, в пользу права всех граждан участвовать в национальной гвардии, против королевского вето, за упразднение рабства в колониях, по вопросу о праве наследования и т. д. При всем том Робеспьер в этот период еще оставался сторонником конституционной монархии и высказывал опасение, что провозглашение республики может привести к установлению олигархии экономически сильных классов. Именно этим объясняется сравнительно умеренная позиция, занятая Робеспьером в период республиканской агитации, последовавшей за бегством Людовика XVI в Варенн.
Последовательно демократическая позиция, которую Робеспьер занимал в 1789 - 1791 гг. и в защиту которой он выступал как в Учредительном собрании, так и с трибуны якобинского клуба, сделала его уже к середине 1791 г., на ряду с Маратом и Дантоном, общепризнанным вождем революционной мелкой буржуазии. Что же касается до реакционных партий и классов (к числу которых в это время, на ряду с дворянством, следует относить и верхи крупной буржуазии), то после неудачи их первоначальных попыток замалчивания выступлений Робеспьера, они начинают его всячески высмеивать и травить. Но это нисколько не умаляет революционной решимости Робеспьера, и ярким доказательством этого является его позиция в энергично дебатировавшемся осенью и зимой 1791-1792 г. вопросе о войне.
|
|
|
Робеспьер на трибуне в Конвенте
(С офорта, находившегося в кабинете Эстампов) |
Робеспьер приветствует
Верховное Существо
8 июня 1794 г. |
Принятый по инициативе самого Робеспьера закон, лишавший депутатов Учредительного собрания права быть переизбранными в Законодательное собрание, оставил его осенью 1791 г. не у дел. Но лишенный таким образом парламентской трибуны, Робеспьер пользуется трибуной якобинского клуба и ведет решительную борьбу с воинственной внешней политикой крупной и средней торгово-промышленной буржуазии, политические представители которой - жирондисты - стремились посредством войны с Австрией и Пруссией открыть французской промышленности новые рынки и вместе с тем отвлечь широкие массы от участия во внутренних делах самой Франции. Беспощадно разоблачая лживые фразы жирондистов о революционной войне, Робеспьер доказывал, что война, которую французская армия поведет под руководством контрреволюционного короля и во главе с предательским, в своей преобладающей части - дворянским, командным составом, приведет не к перенесению принципов революции за границы Франции, как это утверждали жирондисты, а, напротив того, к поражению французских войск, торжеству контрреволюции и восстановлению старого порядка. Но и на этот раз, как и раньше, Робеспьер остался в меньшинстве, а жирондисты оказались победителями: 20 апреля 1792 г. Франция объявила войну Австрии, на сторону которой уже очень скоро стала находившаяся с ней в союзе Пруссия. Хотя Робеспьер не принимал непосредственного участия в революции 10 августа 1792 г., однако само собой разумеется, что самый факт этой революции должен был неизбежно привести к огромному увеличению его политического влияния. Избранный первым депутатом в Национальный Конвент от Парижа, Робеспьер возглавляет там не только парижскую депутацию, но и всю партию монтаньяров, за что, по вполне понятным причинам, подвергается яростнейшим нападкам со стороны жирондистов. Эти нападки достигают апогея, когда Робеспьер, во время процесса Людовика XVI, высказывается против этой судебной комедии и требует казни бывшего короля в силу простого парламентского декрета. Оставшись по этому вопросу в меньшинстве, Робеспьер во время дальнейшего хода процесса голосует за казнь Людовика и возражает против передачи приговора на утверждение первичных собраний.
Выступление зимой 1792-1793 г. на политическую сцену так называемых «бешеных», т.е. политических представителей рабочего и ремесленного пролетариата, толкает Робеспьера, как истого мелкого буржуа, направо. Напуганный голодными беспорядками 25 февраля 1793 г., Робеспьер по поручению якобинского клуба пишет циркуляр к провинциальным отделениям этого клуба, в котором объявляет февральские события результатом провокации контрреволюционеров. А в другом выступлении того же времени Робеспьер заявляет, что «народ должен восстать не для того, чтобы получить сахар, а чтобы уничтожить негодяев». Такая эволюция Робеспьера направо, эволюция, проделанная в эти дни вместе с ним всей монтаньярской партией, не исключая и ее крайнего левого крыла - эбертистов, намечала возможность соглашения между монтаньярами и жирондистами. Но наступившее в это время резкое ухудшение дел французской республики на внешних (Бельгия) и внутренних (Вандея) фронтах, а также открытый переход жирондистов на сторону контрреволюции (измена Дюмурье) снова толкают монтаньяров, и в частности Робеспьера, налево и заставляют их вступить в направленный против жирондистов союз с «бешеными». Робеспьер, еще в декабре 1792 г. требовавший решительной борьбы со спекуляцией, теперь частично воспринимает и некоторые другие лозунги «бешеных». Так, например, в речи, произнесенной им 24 апреля 1793 г. в связи с обсуждением в Конвенте проекта новой декларации прав, Робеспьер признает, что право собственности «не должно угрожать безопасности, свободе, существованию и собственности нам подобных». Однако, не взирая на эти уступки «бешеным», Робеспьер долгое время возражает против насильственного изгнания из Конвента лидеров жирондистской партии, и лишь агрессивное поведение этих последних, а также революционная решимость руководимых «бешеными» парижских масс заставляют его дать, скрепя сердце, согласие на переворот 2 июня 1793 г..
После 2 июня Робеспьер, подобно тому, как это было в феврале-марте того же года, снова поворачивает направо: с одной стороны, он рекомендует мягкость по отношению к только что побежденным жирондистам, а с другой стороны - резко обрушивается на «бешеных». Однако, и на этот раз этому повороту Робеспьера направо не было суждено получить завершения: жирондистские восстания в департаментах, ухудшение положения дел на внешних фронтах и резкое обострение экономического кризиса заставляют Робеспьера еще раз решиться на союз с народными массами в целях ликвидации сильно возросшей опасности контрреволюции. Избранный в июле 1793 г. членом Комитета общественного спасения и уже очень скоро ставший его фактическим главой, Робеспьер не только принимает самое активное участие в проведении системы террора и организации «революционного порядка управления», но и выступает в качестве теоретика этого последнего (доклад 25 дек. 1793 г.). Тем самым именно на Робеспьере лежит в очень значительной степени заслуга проведения системы «того настоящего, всенародного, действительно обновляющего страну террора, которым прославила себя Великая французская революция» (Ленин).
Происшедшее летом и осенью 1793 г. резкое обострение классовых противоречий, нашедшее себе наиболее полное выражение в гражданской войне, которой была охвачена значительная часть Франции (Вандея, Лион, Марсель, Кальвадос и т.д.), имело своим результатом дальнейшее усиление еще ранее наметившегося расслоения внутри мелкобуржуазной, а следовательно и по самой своей сущности неоднородной партии монтаньяров. К поздней осени 1793 г. делается совершенно очевидным ее фактический раскол на три части: дантонистов (представителей той части мелкой буржуазии, которая благодаря революции стала перерастать в «новую» крупную буржуазию), робеспьеристов (представителей средней, зажиточной части мелкой буржуазии) и эбертистов и шометтистов (представителей разоряющихся низов мелкой буржуазии). С этого момента основной задачей Робеспьера делается лавирование между обоими крайними флангами монтаньярской партии, и в тщетных попытках примирения противоречий между дантонистами и эбер-тистами проходит у него все начало зимы 1793 - 1794г. После неудачи этой попытки Робеспьера сначала обрушивается на эбертистов и избирает основной мишенью для своих нападок их «дехристианизаторскую» религиозную политику, которую он объявляет результатом «заграничного заговора». Когда же разгром левых течений имеет своим следствием опасность усиления правых элементов, Робеспьер обрушивается на Дантона и Демулена и восстает против их политики «милосердия»,направленной к освобождению спекуляций «новой» буржуазии от всякого контроля и к переложению неизбежных издержек революции на плечи трудящихся масс.
Разгром эбертистов и дантонистов (их вожди были казнены в марте - апреле 1794 г.) делает Робеспьера на некоторое время кажущимся хозяином положения. Однако, повидимому довольно ясно сознавая шаткость своего положения, связанную с сужением поддерживавшего якобинскую диктатуру социального базиса, Робеспьер пытается стабилизировать революцию, удовлетворяя одновременно интересы как буржуазии, так и социальных низов. С этой целью он, с одной стороны, добивается ослабления закона о максимуме, а с другой - проводит через Конвент так называемые вантозовские законы, предписывающие наделение бедняков землей, конфискованной у «подозрительных». К этой же цели стабилизации революции на достигнутом этапе направлен и осуществленный Робеспьером «культ Верховного существа», равно враждебный как контрреволюционному католицизму, так и эбертистскому «культу Разума». Однако, как и следовало ожидать, безнадежная по самому своему существу попытка Робеспьера терпит неизбежную неудачу, и уже очень скоро в недрах правительств, комитетов образуется анти-робеспьеристский заговор, составленный из охвостья обеих разгромленных «фракций», т.е. дантонистов и эбертистов. Этот заговор приводит к аресту Робеспьера и его сторонников в силу постановления Конвента от 9 термидора, а попытка робеспьеристов поднять восстание в Париже терпит неудачу в силу отказа в поддержке со стороны тех рабочих и ремесленных масс, которые до сих пор составляли основную движущую силу всех революционных переворотов. Ненадолго освобожденный восставшими днем 9 термидора, Робеспьер уже в следующую ночь захватывается конвентскими войсками и на следующий день (10-е термидора - 28 июля 1794 г.) вместе со своими ближайшими соратниками всходит на гильотину.
Я.Захер
// Энциклопедический словарь русского библиографического института Гранат. Т. 36. Ч. 2 / под ред. Ю.С. Гамбарова, В.Я. Железнова, М.М. Ковалевского и др. – М., [Б.г.] – С.660-668. |
|
|
Мои оба брата были выбраны парижским населением в члены Конвента. Перед этим Максимилиан был выбран своей секцией членом Революционной коммуны, которая 10 августа заменила старую коммуну. Он никогда не был председателем этой Революционной коммуны, так что г-жа Жанлис странно ошиблась, приписав моему брату жестокое замечание по адресу одной придворной дамы, которую он якобы допрашивал в качестве председателя Революционной коммуны. Я не помню этого факта, но хорошо помню, что читала это обвинение Жанлис против моего брата в одном из примечаний, помещенных в конце какого-то из ее романов. Если бы эта дама-писательница не была ослеплена ненавистью к Робеспьеру (а ненависть делает людей несправедливыми), она не поторопилась бы приписывать ему вышеупомянутое выражение. Она могла бы получить самые подробные сведения о том, из чьих уст оно вышло, ибо оно действительно было сказано. Тогда она узнала бы, что автором его был Билло-Варенн; и что это он председательствовал в Революционной коммуне.
Неужели мой брат мог бы издеваться над побежденными 10 августа, неужели он мог бы обращаться к ним с жестокими словами, он, отказавшийся от своих функций общественного обвинителя только потому, что эти функции были ему противны, и потому, что он вместо обвинения преступника принимался всегда защищать его?!
Либо г-жа Жанлис приписала моему брату слова Билло-Варенна по незнанию, либо она это сделала вполне сознательно: в последнем случае ее поступок бесчестен; его одного достаточно, чтобы очернить ее репутацию; в первом случае он менее преступен, но он доказывает все же, с какой предвзятостью судят о моем несчастном брате Максимилиане. Узнают, что было произнесено ужасное слово, и не справляясь, из чьих уст оно вышло, его приписывают моему брату! О, как был прав Наполеон, говоря, что Робеспьер был козлом отпущения революции и что на него одного свалили все беззакония других. Не является ли это одним из тысячи других доказательств? И если бы хотели внимательно изучить политическую деятельность моего брата, так, как ее описывали его враги, - то разве там не увидели бы, как и в данном случае, что на него взвалили ответственность за массу возмутительных деяний, которые ему были совершенно чужды? И говорить после этого о справедливости и честности людей, когда я вижу, что целое поколение охотно поверило всей клевете, которую взвалили на моего брата его враги! О, потомство! Моя единственная надежда на тебя: ты оправдаешь моего брата! Ты отведешь ему в истории достойное ему место, ибо лишь ты одно судишь без пристрастия!
// Робеспьер Ш. Воспоминания / пер. с фр. Е.Л.Овсянниковой, предисл. А.А.Ольшевский. - Л., 1925. - С. 41-42. |
|