Марат Жан Поль
(24.05.1743 - 13.07.1793)

 
   
 

Марат (Маrаt, правильно Мара), Жан Поль, французский революционер, сын итальянца и женевской швейцарки, родился в 1743 г. После смерти матери шестнадцатилетний Марат уехал из Швейцарии, учился медицине в Бордо, потом в Париже усиленно занимался оптикой и электричеством, был в Голландии и, наконец, поселился в Лондоне в качестве практикующего врача. В 1773 г. появился первый том его замечательного этюда «Philosophical Essay on Man», который обнаружил изумительное знакомство с философской литературой на всех языках. Марат опровергал наивное положение Гельвеция, что знакомство с наукой необязательно для философа. Марат, наоборот, доказывал, что одна только физиология способна решить задачу соотношения между душой и телом, и высказывал гипотезу о существовании нервной жидкости. В 1774 г. он выпустил свой первый политический памфлет, «The chains of slavery», касающийся английских дел. Практика его развивалась. В 1775 г. он напечатал медицинскую работу «Essay on Gleets» и французский перевод первых двух томов книги «О человеке» (в Амстердаме). В том же году эдинбургский университет присудил ему диплом доктора медицины. В Лондоне Марат напечатал еще один научный этюд: о глазных болезнях. В 1777 г. Марат получил приглашение сделаться врачом придворного штата графа Артуа, будущего Карла X, переселился в Париж, быстро приобрел популярность, как врач, и продолжал заниматься наукой. В 1779-1782 г. он выпустил мемуары: «Decouvertes sur le feu, electricite et la lumiere». В этих мемуарах много парадоксального, много необоснованных и резких нападок на столпы тогдашней науки, но много и верного. Ими очень интересовался Франклин. Академия наук признала некоторые опыты Марата новыми, точными и удачными, а метод оригинальным. Тем не менее академия не согласилась принять Марата в свою среду, что Гёте, беспристрастный и знающий судья, объявил ярким примером ученого деспотизма. В 1780 г. появилась написанная на конкурс работа: «Plan de legislation criminelle», отражающая влияние Беккарии, но полная и новых идей. Одно из его положений, например, гласит: «никакой избыток не должен принадлежать кому-либо по праву, пока есть люди, нуждающееся в насущном». В 1786 г. Марат отказался от придворной должности и вновь отдался научной работе. Он перевел „Оптику" Ньютона и выпустил новые «Memoires academiques, ou nouvelles decouvertes sur la lumiere» (1788). Это была последняя его научная работа. С тех пор он все больше и больше уходит в политику. По поводу выборов в генеральные штаты в 1788 году Марат выпустил брошюру «Offrande a la patrie»; за ней последовали «Supplement» и еще две брошюры: «La constitution» и «Les vices de la constitution d'Angleterre». В первой он требует введения конституции, во второй предостерегает от того типа конституции, который господствует в Англии и приводит к олигархии. Наконец, он стал издавать газету. Испробовав два названия, Марат окончательно остановился на третьем: «Ami du Peuple» («Друг народа»), который с перерывами выходил до самой его смерти.

Занимаясь опытной наукой, Марат привык относиться с чрезвычайным пренебрежением ко всякого рода авторитетам и верить лишь в то, что на основании опытов казалось правильным ему. Своего рода нетерпимость была в нем еще до того времени, когда он сделался публицистом и политиком. В гуще политической и партийной борьбы, в которой он оказался с сентября 1789 года, нетерпимость его стала резче. Потом он стал терпеть преследования. В октябре он просидел целый месяц в тюрьме; в январе 1790 г. должен был бежать в Лондон, чтобы спастись от вторичного ареста. Вернувшись и возобновив издание газеты, он стал жертвою все более усиливавшейся травли, должен был со своим изданием ютиться в подвалах разных трущоб; схватил там мучительную болезнь. Нетерпимость его перешла в фанатизм и ненормальную подозрительность: всюду он стал видеть измену. И Марат сделался цепным псом революции, готовым вцепиться в горло всякому, кто только приближался так или иначе к тому, что он считал правом или достоянием народа. Он наделал много ненужного зла; но в том зле, которое он сделал, Марат никогда не руководился эгоистическими соображениями. Для себя он не хотел ничего: ни почестей, ни благосостояния, ни власти. Он только по-своему любил народ. В этом отношении Марат - полный антипод Робеспьера, человека холодной мизантропии, карьеризма, черствого властолюбия. На террор Марат смотрел с идеалистической точки зрения, в то время, как Робеспьер смотрел на него с утилитарной. У одного были чисто-общественные цели, у другого личные. - Конец жизни Марат был полон нечеловеческих страданий. Болезнь быстро вела его к могиле. Мучительные боли облегчались только горячей ванной, и в ванне он делал все, что только было можно: читал корректуры, принимал людей. В один из приемов он погиб от кинжала Шарлотты Кордэ 13 июля 1793 г.

А. Дживелегов

// Энциклопедический словарь Т-ва «Бр. А. и И. Гранат и К°». Т.28. / под ред. Ю.С. Гамбарова, В.Я. Железнова, М.М. Ковалевского и др. – М., [Б.г.] – С. 177 – 179.

 
     
 

Марат - ученый

Через 15 лет доктор медицины Марат, трудившийся в Париже, уже пользовался славой чудесного исцелителя. Известно, что он возвратил зрение г-ну де Лилль, который более 30 лет ничего не видел, - и это не было вымыслом. Он применяет новые методы лечения - лечит электричеством. Он исцелил маркизу Лобеспин, состояние которой считалось безнадежным. Маркиз де Гун надеялся, что Марат - врач неисцелимых - придет на помощь к смертельно больному юноше, чье состояние признано безнадежным. Слава врача Марата росла - его пригласили ко двору: с конца 1770-х по середину 1780-х гг. Марат состоит врачом при графе Д' Артуа, брате короля Людовика XVI: «Так как я был в то же время физиком, то знание природы давало мне огромные преимущества: быстрый глаз и уверенность приема».

У себя в квартире он устроил лабораторию со сложной аппаратурой для физических опытов, исследования неясных проблем оптики, изучения действия электрической энергии. Накапливался большой экспериментальный материал. Марат писал (декабрь 1782), что «искусство и известность в этой области (в медицине и в хирургии) можно приобрести только путем многочисленных и ежедневных упражнений над живыми объектами».

// Вышинский Н. Ж. Мелье и Ж.-П. Марат: от идеи к борьбе / под ред. К.М. Андерсона. - М., 2006. - С. 47-48.

 
 
 
 
Марат на трибуне Конвента
Триумф Марата
 
 

<...>12 декабря 1789 г, Марат был, наконец, арестован и доставлен в комитет по расследованию политических преступлений, а оттуда, после довольно мирного собеседования, его направили в полицейский участок, где Марата стали горячо упрекать за его беспрерывные нападки на различных деятелей муниципалитета. Он ответил им вразумительно и просто: «Эх, господа, разве вы не чувствуете, что это только маленькие неприятности переходного периода от рабства к свободе. И неужели вы действительно верите, что революция, подобная нашей, может совершиться без кое-каких неприятностей или единой капли крови? У меня нет никаких враждебных намерений против вас, но если бы пришлось выбирать между трауром по комитету полиции или трауром по свободе, я не стал бы колебаться. На прощание я открою вам секрет, как не попасть на фонарь: будьте добрыми патриотами».

Они мирно расстались, и один из видных чиновников даже сказал Марату: «Продолжайте писать, мой друг, и разоблачайте негодяев». Это дружеское собеседование не избавило, конечно, Марата от преследований в дальнейшем. <...> (С. 45).

<...> Наступил новый 1791 год. Марат продолжал скрываться, но также неутомимо выпускал свою газету. В феврале враги Марата распространили слух, что он не принес гражданской присяги на верность конституции. Многих патриотически настроенных граждан это объявление привело в смущение - ведь все «добрые» граждане принесли такую присягу в день праздника Федерации 14 июля 1790 г., - и Марат, чтобы успокоить их, а заодно и высказать свои взгляды на этот вопрос, напечатал в «Друге народа» длинное объявление, в котором говорил между прочим следующее:

«Господа, вы не подумали о том, что моя гражданская присяга запечатлена огненными буквами на страницах «Друг народа». Спросите врагов отечества: разве 18 месяцев их жестоких преследований недостаточны, чтобы была очевидна искренность ее?»

И, далее, он высказывает свои взгляды на верность нации, закону, королю и конституции:

«Просвещенный гражданин может быть верен только нации и только потому, что он является частью ее, т. е. потому, что он находит свое частное благо в общем благе». «Честный гражданин обязан повиноваться законам, но лишь постольку, поскольку они справедливы и мудры». «Свободный и справедливый гражданин сознает, что он обязан королю только уважением, так как тот является лишь государственным чиновником. Каким образом он должен быть верным ему, если верность всегда предполагает для одной стороны господство, а для другой подчинение?».

Установив эти положения, он приводит свою присягу:

«Клянусь на алтаре истины, что справедливость и свобода всегда будут моими любимыми богинями, какими они и были всегда».

«Клянусь всегда смотреть на родину, как на мать, защищать ее с опасностью для жизни и, если нужно, принести себя в жертву для ее спасения». «Клянусь уважать до последнего издыхания только те декреты Национального собрания, которые будут соответствовать Декларации и прав человек а, единственно законной основе конституции; поддерживать те из них, которые не нарушают ее, и отвергать нарушающие ее и не успокаиваться до той поры, пока они не будут отменены».

«Клянусь никогда не жертвовать правами народа для представителей власти и скорее умереть с голода, чем продать его интересы».

«Наконец, я клянусь сделать делом своей чести обучение народа его правам, внушать ему смелость в защите их и побуждать его каждый день добиваться их» <...> (C.59-61).

// Ольшевский А. Жан-Поль Марат. - М., 1938. - 131 с.

 
   
 

Марат в подполье

Встреча Марата с Дюмурье
"Друг народа"
 
 

[Последние дни Марата]

Марат непосредственно участвовал в организации и руководстве народным восстанием 31 мая - 2 июня 1793 г., свергнувшим господство Жиронды и приведшим к власти якобинцев. В последние шесть недель перед его убийством вследствие тяжелой болезни он не мог ни публично выступать, ни активно участвовать в работе органов революционной власти. Но он зорко следил за развитием революции: на страницах издаваемой им газеты «Le Publiciste de la Republique Francaise», в своих письмах депутатам Конвента он разоблачал происки врагов революции, с присущей ему проницательностью разгадывая будущих предателей, требовал смелого расширения и углубления революции. И в этот период, как и раньше, Марат разделял не только доблесть и добродетели якобинских вождей, но и их ошибки и заблуждения. Он тоже принял участие в борьбе против «бешеных» - самой левой политической партии во французской революции, выступив со всей силой своего авторитета против «лжепатриотов», как он называл Жака Ру, Леклерка и Варле, с несправедливыми и неправильными обвинениями.

Но не эти ошибки, которые Марат разделял с другими якобинцами и которые были неизбежными для него как буржуазного революционера, определяли его место и роль в сознании народа, творившего революцию, и в сознании врагов революции. В той же мере, в какой широкие народные массы, простые люди, санкюлоты любили, ценили, глубоко чтили Марата как истинного друга народа, прислушиваясь к его словам и советам, в той же мере все изменившие народу и революции, все перебежчики в лагерь контрреволюции - фельяны, жирондисты и им подобные - его ненавидели, ненавидели яростно, неистово, исступленно. После 2 июня, когда вся «партия государственных людей», все эти Бриссо, Ролланы. Бюзо, Жансонне превратились из министров и парламентских вождей в преследуемых народной ненавистью беглецов, их злоба против Марата превзошла всякие пределы. И если для какого-нибудь Луве де Куврэ, автора «Фоблаза», ставшего злобным врагом якобинизма, было достаточно чернил, чтобы разрядить душившую его ненависть в пасквилях против якобинских вождей, то для его партии, для жирондистов в целом нужна была кровь. Марат должен был, естественно, стать их первой жертвой. 13 июля вдохновленная жирондистами Шарлотта Корде убила «Друга народа».

// Марат Ж.П. Избранные произведения: в 3 т. Т.1. / сост. В.П.Волгин, А.З.Манфред. - М., 1956. - С.65-66.

 
     
 

Литература:

Марат Ж.П. Избранные произведения: в 3 т. Т.1. / сост. В.П.Волгин, А.З.Манфред. - М., 1956. - 360 с.
Вышинский Н. Ж. Мелье и Ж.-П. Марат: от идеи к борьбе / под ред. К.М. Андерсона. – М., 2006. - 110 с.
Геритье. Политические и социальные идеи Марата. - СПб., [Б.г.] - 19 с.
Левандовский А. Сердце моего Марата: повесть о Жане Поле Марате. - М., 1979. - 439 с.
Лозинский С.Г. Марат. - Пг., 1917. - 39 с.
Ольшевский А. Жан-Поль Марат. - М., 1938. - 131 с.
Фридлянд Ц. Ж.-П. Марат до Великой французской революции. - М., 1926. - 66 с.

 

Иллюстрации из изданий:

Марат Ж.-П. Памфлеты. - М., 1934. - 855 с.
Степанов И. Жан - Поль Марат и его борьба с контрреволюцией 1743-1793 г. - М., 1924. - 40 с.
France militaire. Histoire des armees francaises de terre et de mer de 1792 a 1833. T. 1-5 / Hugo A. - Paris, 1834.
Thiers A. Histoire de la revolution francaise du consulat et de l'Empire. – Bruxelles, 1845. – 33 c